Размер шрифта
-
+

Глупость современных философов - стр. 9


Похоже, что и Шопенгауэра, одного из величайших философов, Балашов не сумел понять. Да и Толстой вместе с ним. Балашов пишет: «Толстой по этому поводу ехидно заметил». И действительно, в приведённых словах Толстого одно ехидство. Видимо, в то время, когда Толстой писал эти слова, он так и не сообразил, о чём говорит Шопенгауэр.

Кстати, Достоевский в «Парадоксалисте» пишет о том, что война (читай – смерть) является вдохновителем культуры и литературы (к культуре и философию можно отнести). Так кто же прав Толстой или Достоевский? Про Балашова мы уж тут скромно помолчим.

Балашов упрекает Шопенгауэра в том, что тот прожил 72 года при том, что смерть считал вдохновителем философии. Ну так, во-первых, надо же понимать, что не с рождения же Шопенгауэр имел такие мысли. Дитё думает по-детски, взрослый – по-взрослому, а старик – по-стариковски. Во-вторых, и Толстому, и Балашову надо бы было догадаться, что Шопенгауэр вовсе не восхвалял смерть и не призывал к ней, а всего лишь осмысливал её и оправдывал необходимость смерти. Он называет её гением-вдохновителем философии, а не целью жизни.

И хотя Толстой позволяет себе глупо ехидничать над Шопенгауэром, сам он позднее тоже понял значение смерти и для философии, и для человека вообще. Иначе не писал бы о ней подобным же образом. Вот одно из высказываний Толстого о смерти:


«Когда стар становишься, удивляешься, как это люди не думают о смерти. Следовало бы детям… внушать о ней, а её скрывают, как хождение на час. Если бы думали о ней, видели бы, что она неизбежна. Тогда смысл жизни другой становился бы, не жили бы одной телесной жизнью, которая кончается. Искали бы другого смысла, который со смертью не кончается. Жили бы нравственно».


Намного ли смысл этого высказывания отличается от того, что сказал Шопенгауэр? Или вот ещё такое изречение Толстого:


«Нехорошо не желать умереть, бояться смерти, как бывало в молодости, нехорошо желать умереть, как… бывает в минуты слабости, но поставить коромысло весов так, чтобы стрелка стояла прямо и ни одна чаша весов не перевешивала, это – лучшее условие жизни».


«Поставить коромысло весов так, чтобы стрелка стояла прямо и ни одна чаша весов не перевешивала, это – лучшее условие». Сильно ли это отличается от Гегесия, который учил: «мудрецу же безразлично жить или не жить». Интересно, что, что теперь Балашов скажет о Толстом? Внесёт его в список глупых философов? Или изменит своё мнение о всех вышеперечисленных?


8.


В очередной главе «Смерть – более значимый момент, чем жизнь?» Балашов уже критикует Фридриха Ницше за то, что тот тоже относится к смерти не так, как хотелось бы Балашову. Он пишет:

Страница 9