Главные молитвы о здравии и избавлении от бед. Как, в каких случаях и пред какой иконой молиться - стр. 1
О молитве
Молитва есть беседа с Богом. Она крылата, словно птица. Несется к Царственным чертогам, Чтоб нам живой воды напиться.
Зинаида Зинченко
Через молитвы, Церковные песнопения – тропари, каноны, стихиры – Церковь духовно питает и согревает, утешает, просвещает, воодушевляет, вразумляет и исправляет людей; открывает им тайны домостроительства Божия.
В Православной Церкви множество молитв, домашних и храмовых, составлены по внушению Святого Духа великими отцами Церкви: преподобным Ефремом Сириным (306–373), святителями Василием Великим (330–379), Иоанном Златоустом (344–407), одаренными песнописцами – Романом Сладкопевцем (V–VI вв.), Андреем Критским (660–740), преподобными Иоанном Дамаскиным (675-около 780), Космою Маюмским (? – около 787), Иосифом Песнописцем (?-883) и другими.
Все молитвы следует исполнять беспрекословно как дело Божие, совершаемое ради нашего спасения. Утром, в течение дня и вечером мы должны ежедневно исполнять установленное домашнее молитвенное правило; наш долг – посещать Церковные богослужения в праздничные и иные дни.
У совершающего молитву главная забота должна быть прежде всего не о внешних добрых делах, а о достижении чистоты сердца, которая приходит к нему через воздержание от зла и искоренение его из своей совести. Созиданию чистоты сердца способствует простота речи, взаимная друг ко другу любовь и друг о друге радость, и смирение как непременное основание христианского – доброго и искреннего отношения друг к другу.
Совершитель молитвы должен преодолевать рассеянность внимания, избегать блуждания мысли, посторонних мыслей, сосредотачиваться только на словах молитвы. Все это достигается не своими только силами, но и смиренным упованием на помощь Божию.
Условия правильной молитвы
Не словом только надо молиться, но и умом. И не только умом, но и сердцем. Да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце чувствует, что помышляет при этом ум. Все это в совокупности и есть настоящая молитва, и если нет в твоей молитве чего-либо из этого, то она несовершенна или совсем не молитва…
Как научиться такой молитве? Перед самым началом молитвословия в сердце своем поставь себя в присутствие Божие, осознай и почувствуй Его с благоговейным страхом. Восставь в сердце живую веру, что Бог видит и слышит тебя, что Он не отвращается от молящихся, но благоволительно взирает на них и на тебя в час молитвы, и окрылись надеждой, что Он готов исполнить и действительно исполнит прошение твое, если оно полезно душе твоей. Настроясь так, произнеси молитвы твои, всеусильно углубляясь в них и всячески заботясь о том, чтобы они исходили из сердца как твои собственные.
Не дозволяй вниманию твоему отклоняться и мыслям твоим улетать на сторону. Как только сознаешь, что это случилось, возврати мысли свои внутрь и начинай опять молитвы с того пункта, с которого внимание твое отклонилось…
Не дозволяй себе спешить в молитвословии, а благоговейно, как священное дело, с терпением доводи до конца.
Епископ Феофан Затворник
(1815–1894)
Как правильно молиться
1. Избери молитвенное правило – утреннее, дневное, вечернее.
2. Правило небольшое сначала, чтобы не отвратить непривыкшего к этому деланию и труду духа.
3. Совершать его должно всегда со страхом (с благоговением), тщанием (старанием) и вниманием.
4. Здесь требуются стояние, поклоны, коленопреклонения, крестное знамение, чтение, иногда пение.
5. Чем чаще становиться на такую молитву, тем лучше… Немного, но чаще.
6. Какие читать молитвы – это указано в молитвенниках, но хорошо навыкнуть к какой-нибудь одной, чтобы, начав ее, тотчас загорелся дух.
7. Правило молитвословия просто: став на молитву, со страхом и трепетом (с благоговением) говори ее…, сопровождая крестом, поклонами и падением ниц соответственно движению духа.
8. Принятое правило непременно всегда должно исполнять…
9. Чтение и пение вслух, или шепотом, или молча – все одно, ибо Господь близко. Но иногда лучше тем, иногда другим способом совершать все молитвословие.