Размер шрифта
-
+

Главные люди опричнины: Дипломаты. Воеводы. Каратели. Вторая половина XVI в.

1

«Сын боярский» XVI–XVII веков – это не сын боярина, это всего-навсего общее обозначение одного из низших слоев дворянства.

2

Володихин Д.М. Иван Грозный: Бич Божий. М., 2006. С. 136–143.

3

Эта концепция ближе всего к взглядам Виппера. С тем исключением, что Роберт Юрьевич относился к личности государя и воздвижению опричнины на порядок позитивнее, нежели автор этих строк.

4

В первую очередь управления вооруженными силами России.

5

Впрочем, не только из них, но также из старомосковских боярских родов и выезжей восточной знати. Об этом подробнее будет говориться в главе об А.Д. Басманове-Плещееве.

6

Участники Боярской думы – аристократического совета при особе государя, где обсуждались все важнейшие дела правления.

7

Лебедевская летопись // ПСРЛ. Т. 29. С. 311.

8

Опалы и казни обрушились в 1564 году и на других служилых аристократов, но эти три фигуры наиболее заметны, к тому же они претерпели страшную неожиданную смерть.

9

Скрынников Р.Г. Царство террора. СПб., 1992. С. 174.

10

Первое послание Ивана Грозного Курбскому // Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. М., 1986. С. 45.

11

Тогда умерла его мать, Елена Глинская. А Василий III скончался еще в 1533 году.

12

Первое послание Курбского Ивану Грозному // Памятники литературы Древней Руси. С. 17.

13

Там же. С. 25, 27.

14

Подробнее см. в главе, посвященной А.Д. Басманову-Плещееву.

15

В летописи сказано, что Иван Васильевич забрал с собой «святость». Видимо, имеются в виду частицы мощей и риз святых из московских церквей.

16

Государь велел служилым людям забрать с собой и их семьи!

17

Приятно осознавать, что митрополит Афанасий сохранил лицо, не пожелав лично участвовать в этом балагане.

18

Продолжение Александро-Невской летописи // Полное собрание русских летописей (далее – ПСРЛ). Т. 29. М., 1965. С. 341–344; Таубе И., Крузе Э. Послание гетману земли Лифляндской Яну Ходкевичу // Иоанн Грозный. Антология. М., 2004. С. 391–393. Отчасти подтверждается и другими источниками. Впрочем, Шлихтинг сообщает, что перед отъездом из Москвы Иван IV не поднимал в беседах с церковными иерархами и аристократией вопроса о ненависти и измене, но, напротив, высказал желание удалиться от власти из-за пресыщения ею и ради монашеской жизни.

19

Животы и статки – имущество.

20

Бояре, окольничие, стольники, жильцы, стряпчие – служебные и думные чины.

21

Продолжение Александро-Невской летописи // ПСРЛ. Т. 29. М., 1965. С. 344–345.

22

Там же. С. 345.

Страница notes