Гипноз и регрессивная гипнотерапия. Учебное пособие - стр. 34
Интересно, что попытка найти тот самый «флюид» вполне вписывалась в научную картину тех времен и не подразумевала под собой никаких магических явлений, да и сам Месмер, по началу, представлял из себя вполне серьезного врача и исследователя. Однако, огромное количество людей, почему-то, и сейчас верят, что Месмер обладал именно магической властью
Анимизм (18—19 век). Данную школу основал последователь месмеризма Арман Пюисегюр (1751 – 1825). Он открыл состояние сомнамбулизма, различные эффекты памяти (амнезия, гипермнезия, постгипнотическая амнезия), постгипнотическое внушение, гиперестезию, двойственное сознание и многое другое. Основное положение этой школы состояло в том, что гипноз приводит к активизации в человеке как бы его вторичной сущности (положение о наличии у человека нескольких нервных систем было стандартным для того времени, так как отсутствовали серьезные методы исследования). К данной же школе можно причислить Йогана Гаснера – экзорциста, который с помощью гипноза «изгонял из людей демонов». Школа Пюисегюра, с одной стороны, внесла огромный вклад в исследование гипноза, а, с другой – породила множество мистических течений, которые так и не доказали свою правдивость (спиритизм, медиумизм, диагностика болезней в сомнамбулизме, экстрасенсорика и др.)
Занимательным фактом является то, что угасание интереса к гипнозу в 19 веке как раз и было вызвано тем, что его просто вытеснили более популярные мошеннические увлечения в стиле медиумизма и френологии (примерно тоже происходит и сейчас, когда каждый день мы видим новые «авторские» методы, а увлечение НЛП сменяется увлечением семейными расстановками и тета-хилингом)
Психологизм (19 век). Постепенно ученые начали удаляться от мистических взглядов и исследовать гипноз с позиции науки. Так появилась школа психологизма. Данная школа была представлена Джозефом Делезом (1753—1835) и аббатом Хосе Кустидио ди Фариа (1753—1816). Эти исследователи отрицали принадлежность гипноза к любым мистическим явлениям, а все феномены гипноза списывали на психологию субъекта. По мнению Делеза между пациентом и гипнотизером образуются своеобразные эмоциональные отношения, из-за которых гипнотик и подчиняется внушениям (позже в психоанализе этим отношениям дали название переноса). Фариа же утверждал, что реализация гипноза зависит от веры, желания и установок субъекта, а все феномены гипноза, лишь результат исполнения внушения. Такие взгляды были прорывом своего времени, однако, пока они не имели серьезной экспериментальной основы.