Размер шрифта
-
+

Гипнотизм и психология общения - стр. 14

Если бы нам удалось заглянуть вовнутрь сферы бодрствующего ума человека, то мы увидели бы странное сочетание двух миров. Один из них – яркий и красочный калейдоскоп картин внешнего мира, другой – бледный мир теней, порожденный словами окружающих нас людей. При увеличении концентрации на словах бледные тени, несущие в себе смысл этих слов, становятся более яркими, а прежде яркие отражения внешнего мира – бледнеют. При максимальной концентрации на словах образы, несущие в себе смысл этих слов, приобретают яркость реальности внешнего мира, а отраженный в уме внешний мир становится бледной его тенью.

Итак, не существует границы между бодрствующим сознанием и гипнотическим состоянием. Даже незначительное сужение сознания под влиянием внешних факторов является переходной ступенью к глубокому гипнотическому состоянию. Во всех случаях сужение сознания сопровождается определенным уровнем эмоционального состояния. Чем выше концентрация внимания, тем напряженнее эмоциональное состояние. Обычно в таких случаях характер эмоции соответствует объекту, на котором сконцентрировано сознание человека, и это состояние может быть охарактеризовано как «захваченность». Нередко подобное состояние осознается как определенного рода напряжение без выраженной эмоциональной окраски.

В этом разделе нам остается рассмотреть еще один вопрос, касающийся различий между внушением в гипнотическом состоянии и самовнушением при аутотренинге.

Когда мы говорим о гипнотическом состоянии, то обычно имеем в виду, что кто-то или что-то извне так подействовал на человека, что тот вошел в состояние суженного сознания. Но гипнотическое состояние может возникать и при воздействии на сознание изнутри. В этом случае какая-то часть сознания берет на себя прерогативу гипнотизера и благодаря (сознательно или неосознанно) заранее заложенной в нее программе начинает в определенное время действовать изнутри так же, как это делал бы кто-то, находящийся вовне.

Это становится возможным, когда имеется устойчивый очаг, несущий в себе программу внушения, возникновение которого, как мы теперь уже знаем, возможно только при многократном повторении самовнушения, способствующего формированию этой программы, или же тогда, когда предстоящее действие имеет для человека определенное жизненно важное значение. Такого рода очаг мы будем здесь называть – «дежурный оператор», так как он в соответствующих условиях включает всю последовательность действий или состояний человека. Тот же самый механизм лежит в основе обучения сознательным сновидениям.

Страница 14