Размер шрифта
-
+

Гибель империи казаков: поражение непобежденных - стр. 24

Движение росло, в мае 1901 г. на Обуховской стороне Санкт-Петербурга работницы осыпали войска и полицию градом камней и дров.

Русско-японская война 1904–1905 гг. взвалила на плечи трудящихся женщин двойные заботы. Это привело к «бабьим бунтам», женщины выступали на забастовках и митингах.

В 1906 г. эсерка М. А. Спиридонова (1884–1941) застрелила полковника жандармов Е Н. Луженовского. В полицейском участке ее тяжело избили, о голое тело тушили папиросы; издевались и насиловали. Дело получило международную огласку.

В это же время Брешко-Брешковская, с 1907 г. отсидев более двух лет в Петропавловской крепости, выслана в Восточную Сибирь, в Нижне-Илимск, а оттуда еще дальше – в Киренск.

Женский международный коммунистический день установлен в 1910 г. на 2-й Международной конференции социалисток в Копенгагене по инициативе Клары Цеткин и впервые проведен в 1911 г. в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии. С 1913 г. Женский день празднуется 8 марта. В этом же году его впервые отмечали в России. В зале Калашниковской биржи Петербурга свыше 3000 большевичек призывали к борьбе с царизмом. В 1914 г. этот день отмечен рабочими Петербурга, Москвы, Самары, Саратова, Иванова, Киева. В Петербурге вышел первый номер журнала «Работница».

После Февральской революции 1917 г. Спиридонову освободили по распоряжению министра юстиции А. Ф. Керенского. По словам Джона Рида, она стала «самой популярной и влиятельной женщиной в России».

Также освобожденной Брешко-Брешковской предоставили вагон, в котором она ездила по стране и призывала интеллигенцию работать для народа: «Тот истинно верующий, истинно праведный, кто в жизни поступает по завету Христа». Ее встречали триумфально. Поддержав Временное правительство, выступала за войну до победного конца. Как член Учредительного собрания, Октябрьский переворот не приняла.

Мужики ленились выполнять союзнические обязательства и воевать до победного конца. Женщины же, добившись равных прав, трогательно требуя равенства в смерти, стали служить в пехотных батальонах.

В ряды доброволиц шли крестьянки, мещанки, дворянки, русские, латышки, сибирячки. Женские ударные батальоны смерти формировались в Киеве, Минске, Полтаве, Харькове, Симбирске, Вятке, Смоленске, Иркутске, Баку, Одессе, Мариуполе. В октябре 1917 г. их числилось: 1-й Петроградский, 2-й Московский, 3-й Кубанский, и женские команды связи: в Петрограде – 2, в Москве – 2, в Киеве – 5, в Саратове – 2.

Дисциплинированные женщины носили черные погоны и эмблему в виде черепа и двух скрещенных костей, символизировавших «нежелание жить, если погибнет Россия». В октябре 1917 г. ударницы 2-го Московского батальона пытались защитить Временное правительство.

Страница 24