Размер шрифта
-
+

Гибель империи казаков: поражение непобежденных - стр. 13

Глава 6

ПЕТРОГРАД

Сейчас уровень Санкт-Петербурга низведен до Конотопа или легендарного Урюпинска. Здесь дана краткая история этого духовного наследника Великого Новгорода.

Еще в V–VII вв. славяне заселили берега Ильменя, Белоозера, Ладоги, Онеги, Невы и Финского залива, а также верховья Северной и Западной Двины, Днепра, Волги. В 862 г. славяне и финны Балтии призвали на княжение варяга Рюрика, жившего торговлей, грабежом и данью от племен. Пришельцы поставили укрепленные торговые фактории вдоль пути «из варяг в греки». Затем, в 865 г., Русь пошла на Константинополь, через 8 лет взяла Киев, подданный хакану хазар.

Новгородцы торговали с Булгарией по Волге, с Киевом и Византией по Днепру, а также с Балтией и Скандинавией. Каменный собор Святой Софии соперничал с храмом Киева. Но негостеприимная, с суровым климатом земля долгое время оставалась малозаселенной. И лишь Петербург, встав среди промозглой пустыни в XVIII в., благодаря политической централизации, привлек за свои стены сотни тысяч жителей.

В своих колониях на северо-востоке (земли заволоцкие), на берегах Белого моря, и даже в Сибири, Новгород стал центром ремесел, искусств, образования и духовности. «Кто против Бога и Великого Новгорода?» – гласила известная поговорка. Вече с пристрастием следило за исполнительной властью. При малейшем проявлении недовольства новгородцы «кланялись князю и показывали путь», говоря: «Мы не хотим тебя! Ступай от нас добром, а не то прогоним тебя». Они могли и православного митрополита на телегу погрузить.

С ростом могущества Москвы и Литвы Новгород оказался перед выбором стратегического союзника. В отличие от православной Москвы, совсем недавно ставшая католической Литва предоставляла больше услуг для торговли с Европой. В XV в. новгородцам пришлось защищаться от могущественной Москвы. Возглавил крестовый поход князь Иван III, Новгород лишился своих северо-восточных земель и титула Великий. Царь Иван IV, в 1570 г. окончательно и страшно разгромив город, приказал вывезти свитки летописей, исказив древние документы. Но лавры основателя Руси пришлось отдать Киеву, замешав мистические отношения с этой «матерью» на крови Великого Новгорода[6].

Затем император Петр I (1689–1725) вывел Московщину из самоизоляции, сломав образ жизни элиты с неотвратимым для неё воздаянием. Косность, как и благообразие, благолепие и благочиние, приобрела негативный оттенок, поколебав созерцательность привыкших «крепкую думу думати» бояр.

Петр ввел гражданский шрифт. Великороссы третировали язык Московской Орды, как устарелый и негодный. Царь требовал не «высоких слов словенских», но простого языка. Петербург строил флот, библиотеки, общедоступный театр, Кунсткамеру, парки, Академию наук, производил новые одежды, манеры, стиль общения и парковую скульптуру. В иерархии культуры слово, как символ Москвы, уступило место вещи. Кунсткамера, показывая реальный мир монстров и курьезных вещей, стала знаменем Петербурга. В 1699 г. Петр изменил календарь, начав европеизацию Руси, а в 1721 г. упразднил патриарха и учредил Синод, члены которого присягали императору, как патриарху. РПЦ стала церковью чиновников, «коллегий» и, как отмечал в своих работах академик А. Н. Панченко, – доносчиков, нарушавших тайны исповеди.

Страница 13