Герой по паспорту. Том 4. Есть что-то важнее Силы - стр. 10
В повествовании Моисея различают указание на творение общее и творение частное. Первое – творение самого вещества мира, второе – создание из первоначального вещества различных видов творения в течение шести библейских дней.
Первый вид творения указан словами: «В начале сотвори Бог небо и землю. Земля же бе невидима и неустроена, и тьма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды» (Быт. 1, 1–2). В Ветхозаветном Писании словами «небо и земля», вместе взятыми, обыкновенно обозначается вся вселенная, то есть земля и небесные пространства со всем видимым и невидимым содержанием их.
Земля – это мировое вещество, названное землею, потому что оно, составляя нашу планету, однородное для всех мировых тел. Эта субстанция, из которой произошли потом все мировые тела, была вначале безжизненною, бесформенною, неупорядоченного. Мир в этом состоянии назван бездною, как бы безграничным морем, водами; эта беспредельная масса была невидима и неустроена – невидима в смысле отсутствия вида, формы. Однако это первоначальное состояние не было состоянием хаоса и беспорядка, в котором происходила бы беспорядочная борьба естественных сил.
Божественный зиждительный Дух как Начало всякой жизни проявлял Свое действие, что выражено словами: «Дух Божий ношашеся верху воды».
С этого времени творение не есть только мертвое вещество, оно наделено жизнью от Духа Животворящего в меру, угодную Творцу. Поэтому-то Св. Писание и указывает, что дальнейшее творческое Слово Божие как бы изводит жизнь, уже скрытую в земле и ее стихиях: да произрастит земля… да произведут воды и т. д.
Творение частное, или вторичное, состояло в произведении Богом из первозданного мирового вещества действием Его всемогущего Слова разнообразных частных видов творения, и вообще в устроении видимого мира в течение шести творческих дней.
1-й день.
Начало творческой седмицы или первому дню мира положено созданием света. «И рече Бог: да будет свет. И бысть свет». Под светом разумевается световая энергия, отличная от носителей света или светящих тел, созданных позднее. Свет первым был вызван из первозданного вещества потому, что свет и соединенная с ним теплота (евр. «ор» совмещает в себе именно два значения – свет и теплота) есть первое главнейшее условие органической жизни в мире: без света и соединенной с ним теплоты не может развиваться ни растительная, ни животная жизнь, да и для неорганических соединений в большинстве случаев необходимо влияние света. Современное естествознание также видит связь между явлениями света и теплоты, а именно: оно признает, что теплота и свет вызываются движением, так что без движения не может быть ни теплоты, ни света. В связи с этим творческое действие первого дня можно понимать так, что Господь Своим премудро-всемогущим Словом привел в состояние движения первовещество, само по себе не способное прийти в движение, и чрез это возбудил в нем вместе с теплотой и другими явлениями свет. Таким образом Бог является сначала Творцом инертной материи, которая сама по себе не способна была выйти из состояния покоя, а затем ее Перводвижителем (о последнем учили и некоторые философы).