Размер шрифта
-
+

Футбол. Мини-энциклопедия о большой игре - стр. 3

Существовала игра, когда привязанный к потолку большой мяч, легкий или надувной, спускали до высоты примерно в один метр, и его надо было раскрутить как можно сильнее с помощью рук или груди и головы, а может быть, и ног.

Еще Гомер в «Одиссее» рассказывал о том, что Навсикая со служанками, натеревшись маслом, играли в какую-то игру с мячом. У Аполлония Родосского (295–247) в «Аргонавтике» описывается, как нереиды резвились, играя с мячом и не давая ему упасть на песок.

Во многих гимнасиях были специальные помещения, в которых тренеры прививали учащимся навыки игр с мячом. Да и большинство врачей рекомендовали всем для укрепления здоровья игры с мячом на открытом воздухе.

Командная игра в мяч эпискирос была придумана в Спарте, а потом распространилась по всей Греции. Играли две команды равного состава на площадке, разделенной пополам средней линией, скиросом. На равном расстоянии от скироса проводились две линии, за которые игроки команд не имели права переступать. Начинающие игру брали в руки мяч, лежавший на скиросе, и бросали его вперед как можно дальше. Мяч можно было отбивать на лету, ловить и бросать руками или бить по нему ногами. Каждая команда двигалась то назад, то вперед до тех пор, пока не вытесняла соперников с мячом за линию. При этом нельзя было переступить границ площадки. Целью игры было вытеснить команду соперника с площадки. Мяч был набивной.

Перед началом состязания все игроки раздевались и натирали свои тела маслом, чтобы их было труднее захватить и удержать.

Фенинда являлась неким развитием предыдущей игры и получила распространение по всей Греции, а затем ее под названием «гарпастум» переняли и римляне.

В схолиях к сочинениям Климента Александрийского (150–215) есть такой фрагмент, относящийся к фенинде: «Игрок держит мяч; затем, делая вид, [что посылает мяч] кому-то из игроков, посылает его другому. И название игры происходит либо от имени ее изобретателя Фенида, либо от глагола «обманывать» – ведь тот, кто сделал вид, что [посылает мяч] одному, а сам отправляет его другому, действительно обманывает».

Фенинда была тяжелой и изнуряющей игрой еще и потому, что игроки там часто применяли болевые приемы и даже выкручивали противникам шеи. У греческого комедиографа Антифана (408–334) сохранился такой фрагмент:

«С веселым смехом он проворно мяч схватил,
Своим отдал, от этих ускользнул легко,
Того с пути отбросил, а того – поднял.
Все заревели: «Дальше! Рядом с ним! Закинь!
Над головою! Низом! Верхом! Подойди!
Отдай в борьбу!»

Греческий комедиограф III в. до и. э. Дамоксен сообщает, что игроки в фенинду уделяли большое значение красоте своих движений, а зрители очень высоко ценили такое мастерство:

Страница 3