Размер шрифта
-
+

Формирование экологической культуры младших школьников - стр. 8

♦ интерес к проблемам окружающей среды;

♦ озабоченность экологическими позициями родителей, педагогов, друзей, населения в целом;

♦ сознание и чувство ответственности за состояние среды и причастность к тому, как экологические проблемы будут решаться;

♦ готовность к экологической деятельности, которая становится важнейшей функцией человека, получившей название биосферной [35, с. 16].

Обобщая разные взгляды, можно заметить, что в эволюции системы «Человек – Природа» выделяются следующие этапы ее становления и, соответственно, виды экологического сознания:

1) синкретический (архаический), когда в своем сознании и самосознании человек еще не выделял себя из окружающей среды (природы) и тем более не противостоял ей как объекту деятельностного преобразования в соответствии с собственными целями выживания. Понятно, что этот период развития человека предшествовал технократическому этапу развития человеческой цивилизации;

2) антропоцентрический, когда сознание человека противопоставляло его окружающей среде и, более того, рассматривало ее как объект деятельностного преобразования в соответствии со своими «человеческими» целями выживания. Именно в этот период человек «забыл» о своем единстве с природой, что и привело в итоге к проблеме экологического кризиса на Земле;

3) экоцентрический, когда человек начинает понимать, что он и окружающая его природная среда входят как части в единую экосистему «Человек – Природа», и поэтому окружающая человека среда – это сфера его события с природой и что эта среда обладает самоценностью своего существования. Причем эта среда имеет право на свои собственные закономерности развития, которые нельзя не учитывать человеку в своей жизнедеятельности;

4) синергетический (возможно и другое название), когда человек осознает свое единство с природой как единство принципов своего развития с универсальными принципами развития природы в целом. Человек – это субстанциональная часть природы. В этом смысле и человек, и природная и антропогенная среды суть разные проявления универсальной сущности природы как способности к самопорождению – самосохранению – саморазрушению многообразия форм бытия. Тогда система «Человек – Природа» должна пониматься и воплощаться в действиях человека как единый субъект совместного развития, становление которого осуществляется через и посредством взаимодействия человека и природной среды, осуществляемого на основе универсальных принципов природы как всесущего основания многообразия форм бытия. Соответственно изменяется и отношение к

Страница 8