Финляндия. Путеводитель - стр. 18
Главный вокзал, эпохальная работа архитектора Элиеля Сааринена (1916 г.), обозначил поворот от стиля национального романтизма к новому конструктивизму
Буквально в двух шагах от Атенеума стоит громада *Главного вокзала (Rautatieasema) (28) с лаконичной часовой башней высотой 48 м. Это облицованное гранитом железобетонное здание было сооружено в 1916 году, через три десятилетия после Национальной галереи. Главный вокзал считается венцом творчества Элиеля Сааринена, стиль которого эволюционировал от финского национального романтизма до нового конструктивизма. В 1923 году архитектор покинул Финляндию, предпочтя ей Соединённые Штаты.
Финский Национальный театр (Suomen Kansallisteatteri) (29) к северу от привокзальной площади блистает фольклорным убранством в стиле национального романтизма: здесь и башенки, и нарочито грубо обработанный камень стен, и сказочные детали декора, созданного в 1902 году.
Перед ним стоит отлитый из бронзы Вяйнё Аалтоненом в 1939 году памятник национальному поэту и писателю Алексису Стеивалю, творившему под псевдонимом Киви (1834–1872), который написал первый роман на финском языке – «Семь братьев».
Киасма – Музей современного искусства и универсальный культурный центр
Незатейливый массивный куб из жёлтого кирпича рядом с вокзалом, здание почты (1937 г.; там же – Музей почты) сильно контрастирует с соседним **Музеем современного искусства Киасма (Nykyaiteen museo Kiasma) (30). выходящим на площадь Маннергейма (Mannerheiminaukio). Сложные формы, то изогнутые, то прямоугольные, и масса сверкающего стекла придают этому творению американского архитектора Стивена Холла облик гигантской скульптуры. В его необычных пространствах с 1998 года выставляются произведения современного финского и зарубежного искусства. Но Киасма – не только музей, это ещё и многофункциональный центр: здесь читаются лекции, в театре Киасма проходят кинопоказы, музыкальные и театральные представления, да и кафе с музейной лавкой – вовсе не экспонаты из разряда «руками не трогать».
Вокруг Главного вокзала располагаются конечные остановки почти всех маршрутов городских автобусов, тогда как автобусы дальнего следования стартуют западнее Маннерхейминтие, притом… из-под земли. По дороге туда не упустите из виду дворец Ласипалатси (Lasipalatsi) (31) («Стеклянный дворец», Mannerheimintie 22–24). Это строгое здание в стиле функционализма, созданное архитектором Вильо Ревеллом в 1935 году, оказалось в наши дни как нельзя лучше приспособленным под медиа-центр: это такая галерея из офисов, студий и магазинов, где заодно можно найти несколько приятных ресторанов.