Философское уморасположение. Курс лекций по введению в философию
1
М. Хайдеггер использует здесь значения слов, производных от der Stimme (голос): stimmen – быть в согласии, соответствовать, die Stimmung – настроение, расположение духа. По его примеру можно в русском «настроении» расслышать и «строй», и «настройку» (согласие) инструмента, и «настройку на» внимание.
2
Для краткости передам мысль игрою с этим словом: друг это и любящий, расположенный к тебе друг, и другой, любящий тебя не относительно себя (в меру пользы или удовольствия, получаемого от тебя), а абсолютно, ради твоего собственного, другого ему бытия. Чтобы опереться на авторитет, замечу, что примерно так содружество философов понимает Аристотель в «Никомаховой этике».
3
Гегель Г. Феноменология духа. Предисловие // Гегель Г. Соч. Т. IV. М. 1959. С. 5.
4
Здесь и далее текст в скобках курсивом внутри цитат – комментарий А. В. Ахутина.
5
Платон. Собр. соч. В 4 т. Т. 4. – М.: Мысль, 1994. С. 493 (в переводе автора).
6
Кант И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение? // Кант И. Соч. в шести томах. Т. 6. – М.: Мысль, 1966. С. 27.
7
Кант И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение? С. 29.
8
Там же.
9
Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа // Гегель Г. Сочинения. Том IV. – М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1959. С. 44–45.
10
Кант И. Уведомление о расписании лекций на I полугодие (1765 / 66). // Кант И. Соч. в шести томах. Т. 2. С. 281.
11
Кант И. Логика // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 330. См. аналогичную мысль в «Критике чистого разума» (Кант И. Соч. в шести томах. Т. 3. С. 683).
12
Кант И. Логика. Указ. соч. С. 333.
13
Платон. Собр. соч. В 4 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1990. С. 422–423.
14
Ясперс К. Введение в философию. Гл. 1. С. 11.
15
См.: Ланге Ф. А. История материализма и критика его значения в настоящее время. М., 2010. С. 66.
16
Бунин И. Полн. собр. соч. В 13 томах. Т. 8. М.: Воскресенье, 2006. С. 70.
17
Камю А. Соч. В 5 т. Т. 2. Харьков: Фолио, 1997. С. 15.
18
Бунин И. Полн. собр. соч. В 13 томах. Т. 8. М.: Воскресенье, 2006. С. 119.
19
Толстой Л. Полн. собр. соч. Том 26. М.: РГБ, 2006. С. 469–470.
20
Камю А. Соч. В 5 т. Т. 2. С. 7–8.
21
Философия природы. Энциклопедия философских наук. Т. 2. § 246 (М., 1975. С. 21).
22
Лосев А. Миф – Число – Сущность. – М.: Мысль, 1994. С. 18.
23
Ницше Ф. Об истине и лжи во вненравственном смысле // Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Сумерки кумиров, или Как философствовать молотом. О философах. Об истине и лжи во вненравственном смысле. Минск: Харвест, 2003. С. 356.
24
Пер. Ю. Гинзбург: Паскаль Б. Мысли. М., 1995. Фр. 198. С. 131.
25
Там же. Фр. 201. С. 137.
26
«Педагог» греческое слово (παιδαγωγός, «ведущий ребёнка»), так называли слуг, провожавших детей в школу.
27
В диалоге «Софист» он повторяет: «Итак, мышление и речь одно и то же; разве что одно, а именно то самое, что называется у нас мышлением, есть беззвучный диалог (διάλογος) с самим собой, происходящий внутри души <…>, а другое, а именно звучащий поток, идущий через уста, названо речью» (Соф. 263 е).
28
Aus der Erfahrung des Denkens, Pfullingen: Neske Verlag, 1963. S. 17.