Размер шрифта
-
+

Философский вердикт - стр. 6

Философский вердикт №13. Гаттака

Фильм Эндрю Никкола ещё сложнее, чем разобранные ранее фильмы в рубрике. В чём же трудность понимания этой киноработы? На первый взгляд кажется, что фильм о том, как человек с особенностями достиг неожиданных результатов для такого совершенного мира будущего, как Гаттака, потому что таким, как он, ничего не светит в Гаттаке в рамках генетической идеологии, которая проповедует природную чистоту генов – генов без аномалий. Но Винсент вопреки всему всё равно совершил немыслимое для этого мира. Однако данная позиция ломается, когда Винсент говорит в финале фильма, что возможно мы возвращаемся домой к звездам – туда, откуда мы произошли. Данная метафора поднимает другую проблему всего человечества. Смысл финальной метафоры в том, что мы не представляем, какие у нас скрытые возможности, когда касается истинных желаний человечества. И как ни парадоксально, в конечном счете, не имеет значение, какие желания мы хотим осуществить, потому что главное – это осознать то, ради чего делать то, что ты делаешь каждый день. И возможно твоя мечта станет мечтой человечества, как в случае Винсента, который понял о том, чего он хочет. И мечта Винсента – это и есть мечта человечества, которую мы хотим воплотить. Мы, как и Винсент, вопреки всему хотим узнать, кто мы, откуда мы и для чего живём – вот основная идея фильма, редуцированная до идеи главного героя о том, чтобы попасть на спутник Титан. И Спутник Титан – это и есть символическая цель человечества. Фильм о человеке, который воплотил мечту человечества.

Философский вердикт №14. Донни Дарко

Фильм Ричарда Келли заставляет пошевелить серым веществом, да и белым тоже приходится поработать, но шутки в сторону. Сначала нам кажется, что всё, что происходит с Донни Дарко, является всего лишь плодом его шизофрении и стечением обстоятельств. Однако самое главное режиссёром было приготовлено в финале фильма, который превращается в научную фантастику с одной простой идеей – готов ли ты пожертвовать собой ради любимого человека и жизней остальных – и даже ради тех, кто тебя ненавидит – и при этом никто никогда не узнает о твоём поступке? Донни Дарко для себя решил данный вопрос, но что он осознал, когда смеялся безудержно перед тем, как умереть? Мне кажется, что его смех – это символ пренебрежения над своей смертью. Он понял, что смерть ничего не значит по сравнению с тем, что он совершил. Тем самым он в некотором смысле победил смерть, когда спас человечество от гибели. Ведь все его действия вели не только к спасению людей, но и к победе над своим Эгом, потому что проще ничего не делать и сваливать всё на болезнь. По сути Донни Дарко изменил человечество, а люди даже не заметили эти изменения. В этом состоит высшая добродетель, когда ты жертвуешь собой, чтобы жили другие, и не ради чего-то и не напоказ, а ради самой жизни, потому что только она имеет ценность, а всё остальное у Донни Дарко только вызвало смех, потому что для него всё остальное уже не имело никакого веса. Фильм о том, что жизнь должна продолжаться вопреки всему, и пусть мы даже не понимаем вопроса – «Зачем жизнь должна существовать?».

Страница 6