Размер шрифта
-
+

Философский вердикт - стр. 1

Философский вердикт №1. Побег из Шоушенка

Пожалуй, мы зададимся основным философским вопросом в отношении любого фильма – Что хотели сказать зрителю создатели фильма?

Ответ на данный философский вопрос в отношении этой киноработы, как ни странно, находится в названии фильма «Побег…». Ведь если присмотреться, то можно заметить, что каждый герой фильма бежит от чего-то или кого-то: например, Брукс от свободы, Энди от несправедливости, Ред от вины, Нортон от бедности, Томми от взросления (от ответственности). Все они являются жертвами такого пространства, как Шоушенк, из которого герои хотят выбраться в лучший мир – за пределы настоящей реальности, в которой они оказались. Каждый из них проживает экзистенциальный крах, «встретившись» с Шоушенком, но не каждый из них выходит живым после личного апокалипсиса иллюзий, потому что до попадания в тюрьму у каждого героя были свои иллюзии в отношении реальности, в которой они жили до этого момента и в которую они попали. Эти иллюзии разрушаются в Шоушенке, у которого нет человеческого лица. Одним словом – Побег из Шоушенка – это фильм краха иллюзий и обретения надежды на изменение в человеке худших качеств на лучшие добродетели.



Философский вердикт №2. Матрица

Матрица – больше, чем фильм по одной простой причине – фильм вскрывает корневую проблему общества. Проблема ролей в обществе. Герои этой киноэпопеи являются заложниками своих ролей, которые определяют поступки героев. Основная идея в том, что роль – то, от чего нужно избавиться, чтобы освободиться от начертанной судьбы. Однако платой за свободу становится смерть. Причём речь идёт не только о физической смерти (как в случае Нео), но и о символической смерти (например, Морфеус). Посыл фильма в том, что тот, кто теряет своё Я, обретает новое восприятие действительности, чтобы, в конечном счёте, познать смысл происходящих событий. Зачем же героям нужен смысл? Для того чтобы принять хаос во вселенной Матрицы, потому что смысл структурирует хаос, образуя «понятность». Ведь функция роли – это понятная система действий, чтобы достигнуть некой цели. И каждый герой достигает этой цели, но не потому, что она существует в реальности, а потому, что вопреки противоречиям и фантазиям она должна быть там – в матрице и вне её. Герои хотят найти цель, и она обнаруживается. Герои хотят достигнуть цели, и они достигают её, потому что Роль, как симулякр, пуста. Роль не подчинена никакому физическому закону, поэтому она, как пластилин, подстраивается под героя, а герой под неё. Фильм о разрушительной силе любой роли в обществе.

Философский вердикт №3. Бойцовский клуб

Само собой можно подумать, что фильм о человеке, который страдает от диссоциативного расстройства. Так сказать о том, куда человека может довести собственное безумие. Однако фильм показывает куда более скрытую проблему, поднятую режиссёром Дэвидом Финчером. Фильм иллюстрирует общественный конфликт внутри героя, который заключается в том, что идеальное представление главного героя о самом себе не совпадает с его реальным представлением. Поэтому для главного героя единственным способом достичь желаемого образа – это стать тем его идеалом, тем бунтарём против системы вопреки другим характеристикам, которым он обладает, то есть слиться с Альтер-эго – с Тайлером. Но как мы знаем, что слияния не произошло. Причина в том, что мы никогда не воплотимся в свой идеал, потому что человек куда сложнее, чем упрощённая идеальная желаемая версия себя. Мы мыслим о себе в очень простых категориях и не учитываем многообразия нашей психической жизни. Другими словами, главный герой без определённого имени не укладывается в рамки своего идеала. Он сам есть для себя идеал, который он хочет уничтожить, а Тайлер является инструментом для умерщвления-упрощения себя. Фильм о смерти своего Эго и драматическом поиске себя в себе.

Философский вердикт №4. Весна, лето, осень, зима и снова весна

Фильм именитого режиссёра Ким Ки Дука, как может показаться, не о бесконечном цикле сансары (или о цепочке повторяющихся событий), а о рецепте разрушения этого цикла. Как же тогда мы можем спастись от этого цикла? Ответ, который предлагается фильмом, является одновременно освобождающим и безнадёжным – никак. Что же тогда делать? Как выбраться из этого колеса? Изменить отношение к тому, что с нами происходит. Очевидно, что герои привыкли к этому циклу. Они привыкли к Весне, как олицетворению надежды. Они привыкли к лету, как олицетворению любви. Они привыкли к Осени, как олицетворению раздумья. Они привыкли к Зиме, как олицетворению смерти, которая заканчивается появлением надежды, потому что за зимой следует снова весна. Привычка – вот проблема цикла. Тогда снова повторюсь – как выбраться из этого капкана? И снова ответ тот же – никак. Единственным выходом может быть не только изменение отношения к событиям в нашей жизни и других, но последнее действие, которое человек может совершить, как сделал учитель. Речь идёт об уничтожении любых привязанностей, к которым человек привык, как наркоман, иначе цикл будет повторяться и повторяться, снова и снова. В любом случае за нами остаётся выбор, который определит судьбу наших будущих перерождений.

Страница 1