Размер шрифта
-
+

Философские сказки - стр. 48

С ума схожу – иль восхожу
К высокой степени безумства?
Белла Ахмадулина

Человек, которому отказывается служить Ум, – сумасшедший, но человек под игом Ума – несчастный.

И не важно, какой Ум – сильный или слабый, светлый или дурной. Человек под игом любого ума умствует, а не живет.

Когда Ум выполняет роль слуги, появляясь в нужный момент и делая нужные вещи, его нельзя не ценить.

Если Ум веселый и объемный, он может даже стать Настоящим Миром, в котором можно жить, дышать и находить сокровища.

Но Слуга, претендующий на роль Хозяина, превращается во врага. Он закрывает от вас мир живой, он подчиняет вас своим условностям и заморочкам, загоняет в свои ячейки и рамочки.

Человек, во всем правильный, – совершенно неживой. И зануда.

А то, что вы называете Искоркой или ИЗЮМИНКОЙ в человеке, – это средоточие его юмора, свежести, задора и нешаблонности, это всегда зернышко Живого Я. Такое никогда не идет от УМА, такое брызжет из живого и неправильного. И это очаровывает – то есть лишает ума.

Однако… Однако мы с вами живем в такой цивилизации, где даже самое высокое безумство не может продолжаться без конца. Поэтому рано или поздно приходится включать Ум.

Не надо прогонять Слугу – надо просто чтобы он служил, а не безобразничал. Вы позвали – он пришел и все сделал, после чего удалился.

Собирателям фантиков

Что позволено Юпитеру, не позволено быку.

Умные древние

К сожалению, ситуация становится иной, если Слуга соображает хоть немного, а Хозяин принципиально бестолков. Тут я поостерегся бы оставлять Хозяина без Слуги. До всего надо дорасти, и до права жить без ума – тоже. Надо стать МАСТЕРОМ.

Мастер – это человек, чей внутренний человек вырос и стал взрослым.

Мастер может жить без ума – ему всегда есть чем жить. Мастер может быть любым, и доброта для него так же необязательна, как разрешена жестокость: ровно потому, что он большой Мастер, а не мелкий злодей. Мастер может заменить Дело игрой в бисер – Мастеру можно все. Но при чем тут вы?

Да, в высоком смысле собирание фантиков ничуть не менее осмысленное дело, чем Служение человечеству, но я не буду скрывать своего отношения к окружающим меня собирателям фантиков: мне не нравятся их развлечения.

Более всего мне это напоминает человека, который живет в помойке среди развалин и вместо того, чтобы вылезать из грязи, развлекается творческим размазыванием ее вокруг себя.

Когда мои детишки увлеченно хватаются за новые игрушки, оставив за собой полный разгром, я им объясняю, что они перепутали порядок: вначале надо все убрать, а потом развлекаться. Боюсь, что многие якобы Взрослые этого все-таки не усвоили.

Страница 48