Философские сказки - стр. 30
В некоторых простых душах можно, однако, встретить и общество без стабильной власти, когда периодически побеждает то одна личностная группировка (встретиться с любимой!), то другая (выпить!), то третья (поспать!). Человек каждый раз присоединяется к захватившей лидерство инициативной группе и то возглавляет ее, то плетется за ней.
В зависимости от симпатий или антипатий к такому человеку мы называем его или «милый спонтанный ребенок», или «человек без Царя в голове». Он же – абориген Детского Сада (смотри ниже).
Если же в душе среди разных желаний и чувств бесспорный перевес одного желания и человека это устраивает, ему можно только позавидовать: в его душе – ясность, мир и покой. Он всегда знает, чего он хочет: просто потому, что ничего другого он хотеть и не может.
И если в его душе царственно доминирует Жадность, перед нами – исключительно цельный и гармоничный Жадина.
Гораздо печальнее разворачиваются события, если изредка просыпающийся Хозяин оказывается недоволен правящей верхушкой и решает образовать оппозицию. Например, в душе доминирует лень и чувственность – и человек клеймит это как слабость и грязь. От этого, естественно, ничего не меняется, он остается слабым и грязным, но год за годом продолжает воевать сам с собой.
Выбрав «умереть стоя», он живет как раз «на коленях».
Увеличение же его сил сопровождается только одним – более широким масштабом военных действий и, соответственно, усилением невроза.
Человек, выросший в очень добродетельной семье, зарабатывает неврозы по тому же сценарию, но из другого источника. Высоко держа Знамена своего добродетельного Идеала, наш Подвижник со всей горячностью юношеского энтузиазма яростно клеймит врагов своей чистой личности (собственную злость, трусость, жадность…), отторгает их от себя и пытается их задавить. Они активно защищаются, в результате чего разгорается душевный конфликт с очень переменным успехом и постоянными потерями.
Почему-то вспоминается: «Худой мир лучше доброй ссоры».
Самая великая мечта Добродетели: поселить всех внутренних жителей в казармы и приучить жить по разумно назначенному им режиму, чтобы они вовремя просыпались и строем выходили на работу, трудились каждый на своем назначенном или одобренном сверху рабочем месте, вступая в строго определенное время в строго регламентируемые контакты.
И вот в душе, на ее цветущих лугах, начинается Большая Прополка: скашиваются ромашки, топчутся колокольчики, вырывается мать-и-мачеха и подорожник – уничтожаются Сорняки, чтобы посадить Картошку…
Война тут неизбежна, ибо Добродетельные Силы хотят создать систему, при которой внутренние жители теряют исконную вольницу, свободу и обязываются действовать внутри наложенных на них рамок.