Размер шрифта
-
+

Философские проблемы развития искусственного интеллекта - стр. 19

9. Кузина Е.С. Историческая судьба неолиберальной теории глобализации // Что день грядущий нам готовит? / Сборник научных трудов по материалам IV Международного форума Финансового университета и XII Фестиваля науки. Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет). – Казань: Отечество, 2018. – С. 57.

10. Carr N. Remplacer l’humain. Critique de l’automatisation de la societe. – Paris: Editions L’Echappee, 2017.

1.3. Искусственный интеллект: игры закончились?

Человечество по-разному относилось к искусственному интеллекту. В 50–60-е годы XX века им увлекались.

Было написано много фантастических романов с действующими героями-машинами, в частности, знаменитый цикл «Я – робот» Айзека Азимова. Знаменитым этот цикл сделали «три закона роботехники». Вот, как они формулируются:

• Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.

• Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.

• Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам [1].

Последующие вариации писателей-фантастов на тему, следует ли робот этим законам или нет, разделили машин на «послушных», то есть следующих этим законам, и «непослушных» – нарушающих их. Тогда, в начале пути создания искусственного интеллекта, люди были уверены, что машины просто не могут принести им вред, ну, по крайней мере, если не сломаны.

В последнее время, однако, были сделаны открытия, которые изменили доверчивое отношение человечества к машинам. Клонирование животных, замена органов на копии на 3D-принтере, появление всемирной паутины постепенно начали пробуждать в людях осторожность. Вместе с осторожностью росло недоверие, а захочет ли такое совершенное произведение человеческого гения играть по правилам создателя? Вспоминаются такие персонажи прошлого, как Франкенштейн, многочисленные романы и фильмы о восстании машин. Один из последних фильмов «Из машины» (Ex Machina) демонстрирует уже совершенно иной тип робота, чем роботы Азимова. Это умный, беспощадный, быстро обучающийся, похожий на человека биомеханизм, который способен переиграть создателя. Он не просто не выполняет законы роботехники, он ставит себя на первое место, борясь за свое существование и используя, в первую очередь, человеческие слабости. У биороботов нет эмоций, но благодаря внешнему сходству с человеком они вполне могут их изображать. Это внушает страх: появилось кто-то или что-то столь похожее на человека и одновременно для него опасное.

Страница 19