Философская антропология. Системный подход
1
Минченков А. В., Елпидифоров Н. Б. Методы структурной психосоматики. – СПб.: «Ювента», М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. С.4.
2
Фролов И. Т. Перспективы человека. – М.: 1983; Григорьян Б. Т. Философия о сущности человека. – М. 1973; Демин М. В. Проблемы теории личности (социально-философский аспект). – М., 1977.
3
Шелер М. Положение человека в Космосе //Избранные произведения, – М.: Гнозис, 1994, С. 133.
4
Барулин В. С. Социально-философская антропология: общие начала социально-философской антропологии. М., 1994.
5
Борзенков В. Г., Юдин Б. Г. Человек как объект комплексного междисциплинарного исследования: методологические аспекты. // Личность. Культура. Общество. т.4. Вып 3—4; Борзенков В. Г. Жизнь и ценности. К обоснованию современного натурализма // Жизнь как ценность. М. 2000.
6
Гуревич П. С. Философская антропология. – М. 1998 Гуревич, П. С. Философское постижение человека: проблемы, тенденции и новые темы философской антропологии / П. С. Гуревич. – Germany, Saarbrucken: LAP LAMBER Academic Publishing, 2011; Гуревич П. С. Философское толкование человека: монография / П. С. Гуревич. – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012.
7
Марков Б. В. Философская антропология. – СПб.: Лань, 1997; Марков Б. В. Знаки бытия. С-Петербург: Наука,, 2011; Марков Б. В. Знаки и люди: антропология межличностной коммуникации. (Сер. «Слово о сущем»).. – С-Петербург: Наука,, 2011; Марков Б. В. Философия языка и коммуникации. Человек в мире звуков и образов. – Saarbrucken/ Germany: LAP Lambert Academic Publishing, 2011; Марков Б. В. Философская антропология Уч. пособие, гриф УМО. СПб., Питер. 2008.
8
Философская антропология. Учебное пособие/ под ред. С. А. Лебедева. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2005; Губин В. Д., Некрасова Е. А. Философская антропология. – М.: 2000.
9
Егорова И. В. Философская антропология Эриха Фромма. – М.: 2002; Бурханова РА., Любутин К. Н. Классическая философская антропология. И. Кант и Л. Фейербах. Екатеринбург, 2002.
10
Антропология Власти. Сборник работ. т. т.1—2. – СПб.: изд-во СПбГУ, 2006.
11
Рубинштейн. С. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений. – М.:1957; Проблемы общей психологии. М. 1973.
12
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.:1977.
13
Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии. // Вопросы психологии, 2000, №3.
14
Слободчиков В. И., Исаев Е. Н. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологи 1998, №6.
15
Лурье С. В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. – М.: Академический проект: Альма Матер, 2005.
16
Коссов Б. Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода. // Вопросы психологии, 1998/4.
17
Хоружий С. С. Концепция совершенного человека в перспективе исихастской антропологии //Совершенный человек: теология и философия образа. – М.: Институт востоковедения РАН, Валент, 1997; Хоружий С. С. Фонарь Диогена. Критическая ретроспектива европейской антропологии. – М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010.
18
Генисаретский О. И. Культурно-антропологическая перспектива //Иное. Хрестоматия российского самосознания. – М.: Республика, 1995.
19
Введенский Р. Б. Основания христианской антропологии // Начала христианской психологии. – М.: РГГИ, 1995
20
Православное учение о человеке. Избранные статьи. – Клин, Христианская жизнь, 2002; Антропологический синтез: религия, философия, образование. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.
21
Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. – М. Прогресс 1983; Историческая антропология. Зарубежная антропология в обзорах и рефератах. – М.:РГГУ, 1996; Гуревич А. Я. Образ человека в Средневековье. – М.: Наука, 1985; Гуревич А. Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии.// Одиссей. Человек в истории. – М.: Наука, 1989; Колесов В. В. Мир человека в слове Древней Руси. – Л.: изд-во ЛГУ, 1986; Хоружий С. С. Человек Картезия. // Точки. Puncta. – М, 2004. №1—2 С.61—121.
22
Огурцов А. П. Педагогическая антропология: поиски и перспективы. // Человек, 2002, №1—3; Мещеряков Б. Г., Мещеряков Н. А. Введение в человекознание. – М. Педагогика, 1994; Мещеряков Б. Г. Психологические проблемы антропологизации образования // Вопросы психологии. 1996, №1; Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. М. 1993; Смирнов С. А. Образование в неклассической культурной ситуации: в поисках новых моделей // Концепции философии образования и современная антропология. – Новосибирск, 2001; Смирнов С. А. К вопросу о новой образовательной парадигме. // Дискурс, 1996, №2.
23
Гинецинский В. И., Мохаммед Авад. К вопросу о системе принципов современной антропогогики. // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения. – СПБ.: СПбГИПСР, 2004, С.7.
24
Романенко И. Б. Западноевропейские парадигмы образования. // Антропологический синтез: религия, философия, образование. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2001, С. 63.
25
Демидов А. Б. Феномены человеческого бытия. – Минск: Экономпресс, 1999.
26
Газарова Е. Э. Психология телесности – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002; Подорога В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. – М.: Ad marginem. 1995; Подорога В. А. Выражение и смысл. – М.: Ad marginem. 1995; Круткин В. Л. Онтология человеческой телесности. – Ижевск, 1993; Кон И. С. Мужское тело как эротический объект // Человек, 2000, №6.
27
Гарнцев М. А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. – М. 1987.; Скворцов Л. В. Культура самосознания. – М.,1989.; Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и сознание индивида. – М. 1990; Самосознание: мое и наше. М., 1997; Корнилов С. В. Философия самосознания и творчества, – М.: 1998; Иванов О. Е. Самосознание как основа метафизики. – СПб., 2001.
28
Шульц П. Философская антропология. Введение для изучающих психологию. – Новосибирск: НГУ, 1996.
29
Смирнов С. А. Современная антропология. // Человек, 2003, №4. С.86.
30
Бакшутов В. К. Философская антропология: Смена парадигм. – Екатеринбург, 1998; Ревич И. М. Человечность как философско-антропологическая проблема. – Хабаровск 2001; Федоров Ю. М. Сумма антропологии. Космо-антропо-социо-природо генез Человека. – Новосибирск, НГУ, 1995; Обухов В. Л., Зобов Р. А., Сугакова Л. И., Ситников В. Л. Основы человековедения. Человек как микрокосм. – СПб.: 2001.
31
Хоружий С. С. Неотменимый антропоконтур. 1. Контуры До-Кантова Человека. // Вопросы философии, 2005, №1, С.52.
32
Хоружий С. С. Неотменимый антропоконтур. 2 Кантовы антропотопики. // Вопросы философии, 2005, №2, С.100.
33
Рудзит И. А. Феномен самосознания человека в динамике культуры. Автореферат диссертации. – СПб. Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2006., С. 3.
34
Гиренок Ф. И. Антропологические конфигурации философии. //Философия науки. – Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности. – М., 2002, С.375—376.
35
Смирнов С. А. Современная антропология // Человек, 2003, №5, С. 84.
36
Мамардашвили М. К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. – М., Политиздат 1991.
37
Бибихин В. В. Новый ренессанс. – М.: Наука. Прогресс-Традиция, 1998.
38
Тульчинский Г. А. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. – СПб.: Алетейа, 2002.
39
Эпштейн М. А. Гуманология. Очертания новой дисциплины.// Науки о человеке, Альманах. Вып 21. – СПб.: 2002.
40
Баталов А. А. К философскому обоснованию эниологической антропологии // Проблемы и гипотезы. Вып.4. – Екатеринбург, УГМА, 2002, С. 7 -14.
41
Смирнов С. А. Современная антропология // Человек, 2004, №2., С. 84.
42
Смирнов С. А. Чертов мост. Введение в антропологию перехода. – Новосибирск, НГУЭУ. – 2010, С. 5.
43
Резник Ю. М. Интегральная антропология как форма междисциплинарного синтеза наук о человеке. //Личность. Культура. Общество. 2002, т. 4, вып. 3—4.
44
Материалы круглого стола «Как возможна единая наука о человеке?» //Человек, 2003, №6 – 2004, №1.
45
Цит. по Шульман О. И. IV Фроловские чтения. //Человек, 2005, №1, С. 191.
46
Материалы круглого стола «Как возможна единая наука о человеке?». //Человек, 2004,№1, С. 53.
47
Цит. по Гэрбер В. Эксцентрические представления о том, что значит быть человеком.//Материалы XIX Всемирного философского конгресса. ч.3 Философия и человек – М., 1993, С. 252.
48
Баталов А. А. Человек как бесконечномерный «субъект-объект» // Человек, 2006, №6 С. 121—126.
49
Дорофеев Д. Ю. Современные философско-антропологические и мистико-антропологические модели. // Антропологический синтез: религия, философия, образование. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2001, С. 97.
50
Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 134.
51
Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии / Изд. подготовил Г. М. Прохоров. – СПб.: Глагол, 1994. XXII, 371 c.
52
Классическая йога. Введение Е. Островской и В. Рудого. М. Наука, 1992, С.11.
53
Аверинцев С. С. Символ.//Философский энциклопедический словарь. – М. Советская Энциклопедия, 1983.
54
Иорданский В. Б. Хаос и Гармония. – М., Наука, 1982 С. 33.
55
Семушкин А. В. Мифологический и эмпирический истоки философского знания. // Историко-философский ежегодник-90. – М., Наука, 1991. С.34.
56
Man // Encyclopaedia Judaica. Jerusalem, 1982. Vol. 11. Col. 842—849. Цит по Хорьков М. Заданность формальной выразимости в философской антропологии. // Коллаж—3. Социально-философский и философско-антропологический альманах. – М., 2000. С.39.
57
Григорьева Т. П. Человек и мир в системе традиционных китайских учений. // Проблема человека в традиционных китайских учениях. – М., Наука, 1983, С.6.
58
Там же. С.3.
59
Торчинов Е. А. Учение Гэ Хуна о дао: человек и природа. // Проблема человека в традиционных китайских учениях. – М.: Наука, 1983 С.52.
60
Малявин В. В. Человек в культуре раннеимператорского Китая. // Проблема человека в традиционных китайских учениях. – М.: Наука. 1963, С.164.
61
Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайской мысли – М., Высшая школа, 1989.
62
Атланов Д. Ю, Миф как основание социальной и этической философии Древнего Китая Религиоведение и культурология. Сборник статей – СПб.: СПб ГУСЭ, 2012, С. 42—46.
63
Абаев Н. А., Нестеркин С. П. Человек и природа в чаньской (дзэнской) культуре: некоторые философско-психологические аспекты взаимодействия. // Человек и мир в традиционных китайских учениях. – М., 1983, С.60.
64
Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.1. – М.: Мысль, 1972, С.243—244.
65
Кобзев А. И. Проблема природы человека в конфуцианстве (от Конфуция до Ван Янмина) // Проблема человека в традиционных китайских учениях. – М.: Наука. 1983, С.207.
66
Малявин В. В. Человек в культуре раннеимператорского Китая. // Проблема человека в традиционных китайских учениях. – М.: Наука. 1963, С. 166—167.
67
Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. т.1, – М.:Мысль, 1973. С.171.
68
Махабхарата. Кн. 3. Араньякапарва (Лесная) – М., Наука, 1987.
69
Джавахарлал Неру. Открытие Индии // Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения в Индии ХХ века. М.:Художественная литература. 1987, С.73.
70
Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1. – М.: Иностранная литература. 1956—1957, С.169—170.
71
Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1. – М.: Иностранная литература. 1956—1957. С. 225.
72
Волжский В. К синтетической теории человека. – СПб.: Ступени, 1997, С. 21.
73
Елизаренкова Т. Я., Топоров В. Н. К структуре Атхарваведы 10.2. Опыт толкования в свете ведийской антропологии. // Литература и культура древней и средневековой Индии – М., Наука, 1980.
74
Библер В. С. От наукоучения к логике культуры – М. 1990. С.85.
75
Лосев А. Ф. История античной эстетики (ранняя классика). – М.: 1963, С.537—539.
76
Хорьков М. Заданность формальной выразимости в философской антропологии.// Коллаж—3. Социально-философский и философско-антропологический альманах. – М., 2000. С.45.
77
Материалисты древней Греции. – М.,1955, С.50.
78
Атланов Д. Ю. От Мифа к Логосу // Религиоведение и культурология. Сборник статей – СПб.: СПб ГУСЭ, 2012. С. 6—12.
79
Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М.: Наука. 1989. С.241.
80
Нахов И. М. Физиогномика как отражение способа типизации в античной литературе (к постановке проблемы). // Живое наследие античности. М.: МГУ. 1987, С.77.
81
Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу (Становление греческой философии). – М.:Мысль. 1972, С.106
82
Волжский В. Основания синтетической теории человека. – СПб.: Ступени, 1997. С.37.
83
Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры. // Проблема человека в западной философии: Переводы. – М.: Прогресс, 1988. С.8.
84
Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. – М.: Наука, 1993.
85
Антология кинизма. – М.: Наука, 1984.
86
Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М.: Мысль, 1993, С.642.
87
Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. – М.: Политиздат, 1990, С.83.
88
Аристотель. Метафизика. Соч. в 4-х т. Т.1. – М.: Мысль, 1976. С.74.
89
Сенека. Письма к Луциллию. – Кемерово, 1986. С.256.
90
Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., Высшая школа, 1991. С.248.
91
Марк Аврелий. Наедине с собой. – М., 1914. С.199.
92
Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., Высшая школа, 1991. С.397.
93
Радлов Э. «Религия». Философский словарь. – СПб., 1904.
94
Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. – М.:Искусство. 1972. С.49.
95
Атланов Д. Ю. Религиозная антропология: попытка определения позиции Религиоведение и культурология. Сборник статей – СПб.: СПбГУСЭ, 2012. С. 15—19.
96
Соколов В. В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979. С.62.
97
Антология мировой философии. В 4-х томах. Т.1, ч.2. – М.: Мысль, 1969, С.601—602.
98
Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. – М.: Политиздат, 1990. С. 5.
99
Боэций «Утешение философией» и другие трактаты. – М.:Наука. 1990. С.172.
100
Хейзинга Й. Осень Средневековья. – М.: Наука, 1988. С.251.
101
Салютати, Колюччо. Письмо от 11 ноября 1403 г. к Бандини Д'аренцо // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). – М.: МГУ. 1985. С.42.
102
Петрарка, Франческо. О средствах против всякой судьбы // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Часть I. – Саратов: Саратовский университет. 1984. С.113.
103
Бёме, Якоб. Аврора или утренняя звезда в восхождении. – М.:Политиздат. 1990. С.69.
104
Кузанский, Николай. Сочинения в двух томах. Т.1. – М.:Мысль.1979. С.259 – 260.
105
Помпонацци. Трактат о бессмертности души // Антология мировой философии. В 4-х т. Т.2. – М.: Мысль. 1970. С.89—91.
106
Помпонацци. Трактат о бессмертности души // Антология мировой философии. В 4-х т. Т.2. – М.: Мысль. 1970. С. 96.
107
Мирандола, Пико делла. Речь о достоинстве человека // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.1. – М.: Искусство. 1962. С.508—509.
108
Бруно, Джордано. Диалоги. М.: Госполитиздат. 1949, С. 490—492.
109
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., Худож. Лит. 1990.
110
Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. – М.: Политиздат, 1990. С.128.
111
Фишер К. История новой философии. Декарт: Его жизнь, сочинения и учение. – СПб.: Мифрил. 1994. С.394.
112
Декарт Р. Сочинения в двух томах. Т.1. – М.: Мысль. 1989. С.482.
113
Ламетри Ж. О. Сочинения. М.:Мысль. 1976. С.199 – 202.
114
Там же С. 128.
115
Там же. С.45.