Философия Востока. С пояснениями и комментариями - стр. 4
Так, результаты ряда позднейших исследований, проведенных как китайскими, так и западными учеными указывают на то, что Сунь-Цзы может быть идентичен реальному историческому лицу, полководцу Сунь Биню, жившему в Царстве Ци в IV веке до н. э. (приблизительно 380–325 годы до н. э.) в период Воюющих царств. Его родственные связи с автором «Искусства войны» долгое время были предметом споров, однако некоторые современные исследования предполагают, что он действительно мог быть потомком Сунь-Цзы или даже тем самым Сунь-Цзы, о котором идет речь в «Искусстве войны». Сунь Бинь известен своим участием в знаменитом сражении у Гуилинга и других военных кампаниях против государства У.
Подтверждением теории существования исторического прототипа великого стратега может служить сам стиль «Искусства войны». Произведение представляет собой сборник размышлений и наблюдений, что может указывать на различных авторов. С другой стороны, единство стиля и метода может свидетельствовать об одном авторе. Тем не менее, независимо от того, был ли Сунь-Цзы реальным человеком или символом, его вклад в военное искусство и стратегию неоспорим. Как бы там ни было, «Искусство войны» стоит особняком среди военных трактатов. Фразы из этой книги, такие как «Все военное искусство основано на обмане» или «Лучшая победа та, которую можно одержать без боя», стали аксиомами. Их используют не только военные, но и предприниматели, психологи, политики.
Влияние эпохи на создание «Искусства войны»
В древнем Китае времена Воюющих царств (VII–III века до н. э.) были периодом глубоких политических и социальных перемен. Несколько маленьких государств боролись за доминирование на обширных территориях Китая, применяя все более изощренные стратегии и тактики. Именно в эти бурные времена возникла потребность в систематизации военных знаний, что и отразилось в создании трактата «Искусство войны». Вот несколько причин появления на свет подобной книги.
Постоянные конфликты. Союзы и разрывы между царствами менялись как в калейдоскопе. Это было время, когда «войны были повседневностью, а мир – редкостью». В такой обстановке военная стратегия стала ключевой для выживания. «Быстрота – суть войны: возьми себе то, что не защищено, и прибудь туда, куда не ожидают». – Сунь-Цзы.
Философские течения. В это время процветали такие философские направления, как даосизм и конфуцианство. «Искусство войны» отражает даосист-ский подход к гармонии и адаптивности, а также конфуцианский акцент на дисциплине и порядке. «Блистательный стратег удерживает врага без боя, подавляет его организацию без военных действий, разрушает его крепости без осады, уничтожает его армию без боя». – Сунь-Цзы.