Философия. Краткий курс - стр. 9
В «Упанишадах» обосновываются понятия сансары (круговорота жизни) и кармы (закона воздаяния). Учение о сансаре гласит, что человеческая жизнь является цепью бесконечного перерождения. При этом каждое следующее рождение определяется законом кармы: будущее определяется поступками, совершенными в предшествовавших воплощениях. Важнейшей задачей каждого индивида становится выход из бесконечного круга перерождений, для чего необходимы освобождение от вещественного мира и постоянное нравственное совершенствование.
5. В эпический период индийская философия постепенно превращается в особую отрасль знания. Об этом, в частности, свидетельствует текст III в. до н. э. «Артхашастра», автор которого вводит для философии специальный термин – «рационально-логическое знание».
Главными источниками философии эпического периода являются поэмы «Махабхарата», «Рамаяна» и Свод законов Ману, кодифицирующий этические нормы.
6. Начало классического периода индийской философии стало переходом от спорадического предфилософского творчества к появлению собственно философских культур и традиций. Исходным материалом для подобной интеллектуальной работы было духовное наследие «Вед». Как следствие, формирование школ и направлений древнеиндийской философской мысли зависело от отношения к ведическим традициям и характера их переосмысления. Окончательное закрепление философских школ как целостных мировоззренческих систем, имеющих собственную историю, произошло в первые века н. э., со становлением и развитием раннефеодальных отношений в Индии.
Наиболее яркими философскими системами в раннеклассический период являются чарвака, джайнизм и буддизм.
Чарвака – материалистическое и атеистическое философское учение, отрицающее концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы.
7. Последователи чарваки крайне негативно относились к «Ведам» и ведическому учению, не признавая ничего из них. Согласно чарваке, основой всего сущего является материя в виде пяти элементов: земли, огня, воды, воздуха и эфира. Все живое состоит от этих элементов. В основе познания лежит чувственное восприятие мира. Истинно лишь то, что познается посредством чувств.
Джайнизм (основан Махавирой в VI в. до н. э.) – дуалистическое учение, признающее одновременное существование духовного и материального начал.
8. Джайнизм развил ряд идейных воззрений «Упанишад», одновременно критически относясь к ранним ведическим традициям.
Философия джайнизма почитала весь мир одушевленным. Единая душа (джива) распадается на множество частиц, которые облекаются в различные материальные оболочки (аджива). Эти духовные частицы могут переходить из одного физического вместилища в другое. Благодаря такому соединению души с любым, сколь угодно малым и удаленным телом становится возможным непосредственное, минуя чувства и разум, познание прошлого, настоящего и будущего, по сути дела – духовное видение. Джива и аджива связаны между собой кармой, которая является тонкой материей. Соединение кармой дживы и адживы приводит к возникновению личности.