Философия. Краткий курс - стр. 6
4. Основной вопрос философии рассматривает отношения сознания и материи. Этот вопрос включает в себя две составляющие.
1. Что первично: материя (бытие) или сознание (мышление)?
2. Способно ли сознание познать мир?
Основной вопрос философии раскрывает онтологическое и гносеологическое отношения материи и сознания. Здесь находится корень всей философской проблематики.
Философия, как любая другая отрасль человеческой деятельности, развивается, усложняется, а следовательно, дифференцируется внутри себя. Идет процесс дифференциации философии и специализации ее отдельных частей. Кроме того, время от времени возникают философские системы, осуществляющие интеграцию философских идей. Дифференциация и интеграция философии – две стороны единого процесса ее развития.
Если рассматривать развитие философии за большие промежутки времени, то мы увидим, что время от времени появлялись всеохватывающие системы философии. В Древней Греции такой системой была философия Аристотеля. В Новое время каждый крупный философ претендовал на создание собственной системы философского знания. Систематические учения оставили Декарт, Спиноза, Гоббс, Локк, Кант. Поистине Аристотелем Нового времени стал Гегель.
5. В зависимости от ответа на первую часть основного вопроса философии о первичности философы подразделяются на два больших лагеря: материалистов и идеалистов. Это деление является самым древним: еще Платон так систематизировал философские учения.
Материализм и идеализм различаются главным образом в силу различия их объектов. Объектом материалистической философии является природа; следовательно, в вопросе о первичности исходным элементом признается материя, природа, а мышление, сознание, дух – вторичными, производными от материи. Как следствие, материалисты объясняют явления человеческого духа на основе материальных причин.
Объектом идеалистической философии являются высшие формы человеческой, духовной, социальной жизни. Для идеализма первично сознание, мышление; материя признается производным сознания. Идеалисты идут от явлений человеческого духа, от мышления и на их основе объясняют все остальное. Если за основу берется духовная жизнь человеческого общества, то это направление называется объективным идеализмом. Если же за основу берется духовная жизнь индивидуума, то это – субъективный идеализм.
Материалисты рассматривают идеальное как слепок, отражение реального. Идеалисты, напротив, рассматривают реальное как слепок или продукт идеального. Материалисты абсолютизируют познавательную способность человека; идеалисты абсолютизируют его управляюще-преобразующую способность.