Размер шрифта
-
+

Философия Древней Греции и Рима. От Сократа до Цицерона и Аврелия. С пояснениями и комментариями - стр. 4

«Люди, соблюдающие законы, не поступают бесчестно и не делают ничего плохого», – пишет Ксенофонт, цитируя Сократа. Это высказывание подчеркивает глубокую связь между законопослушанием и моралью. Когда Сократ говорит о соблюдении законов, он не имеет в виду только буквальное следование правилам и регуляциям. Это призыв к более высокому уровню добродетели, который предполагает честность, порядочность и уважение к обществу. Соблюдение законов, с точки зрения Сократа, выходит за рамки простого избегания наказания. Это выражение глубоко укоренившихся моральных принципов, которые побуждают человека делать то, что правильно, даже когда никто не смотрит.

Когда Ксенофонт цитирует Сократа, он также подчеркивает важность личного примера. Сократ был человеком, который жил в соответствии со своими убеждениями. Он не просто говорил о добродетели, он демонстрировал ее в своих действиях. Таким образом, этот комментарий отражает не только взгляды Сократа на закон и порядок, но и подчеркивает роль каждого человека в создании справедливого и морального общества. Каждый, кто следует законам и действует честно, вносит свой вклад в благополучие общества и поддержание высоких моральных стандартов. На практике это означает, что даже маленькие повседневные решения, такие как остановка перед пешеходным переходом или честное платежное поведение, могут иметь глубокое значение в контексте общественной добродетели.

«Не тот наилучший гражданин, кто моложе и богаче, а тот, кто менее зависим от судьбы и более полезен своему государству», – приводит в пример он другую фразу своего учителя. Здесь Сократ ставит акцент на гражданской ответственности и на том, что хороший гражданин – это не тот, кто просто владеет материальным достатком, но тот, кто активно и с пользой участвует в жизни общества.

Ксенофонт также приводит и такие слова учителя: «Неужели ты стесняешься валяльщиков, башмачников, плотников, кузнецов, земледельцев, купцов, рыночных торговцев, думающих только о том, чтоб им купить что-нибудь подешевле и продать подороже? А ведь из всех них и состоит народное собрание». Эти слова подчеркивают демократическую суть политической системы Афин, но в то же время критикуют ее. Сократ указывает на то, что народное собрание, являющееся высшим органом государственной власти в афинской демократии, состоит из самых разных людей, включая ремесленников, земледельцев и торговцев. Эти люди в большинстве своем мало задумываются над глобальными или этическими проблемами; их основной интерес – личная выгода. Сократ, по-видимому, высказывает опасение, что если решения на уровне государства принимаются людьми, чья основная забота – собственное благосостояние, то эти решения могут не быть наилучшими для общества в целом. Так, он ставит под сомнение, действительно ли демократическая система, в которой участвуют в основном люди, движимые узкими личными интересами, способна служить общему благу.

Страница 4