Фавориты и фаворитки государей Западной Европы - стр. 8
Имелась и такая категория фаворитов и фавориток, у которых не было любовных отношений с государями, но, благодаря благосклонности и доверенности своих покровителей, они, будучи близкими друзьями-советчиками, обладая самыми интимными их тайнами, получали возможность влиять на решения государей не только в личных, но и в государственных делах. Их можно назвать фаворитами-друзьями и фаворитками-подругами и наперсницами. Казалось бы, они не наносили большого вреда государственным интересам, но жизнь есть жизнь, и они, пользуясь своей близостью к верховной власти, конечно, выпрашивали для себя, своих родственников и друзей должности, ордена, титулы, чины и звания, пенсии и другие льготы и преимущества, ничуть не задумываясь над тем, что люди, ими рекомендованные, не годны для получаемой ими власти и, увлечённые желанием обогатиться, могут на своём месте нанести государству и обществу большой вред, что в конечном итоге и происходило. Ведь жизнь проходила по принципу, в XIX веке опубликованному А.С. Грибоедовым: «Ну, как не порадеть родному человечку?!»
Влияние большинства фаворитов и фавориток на государственную жизнь стран Европы отрицать нельзя. Однако огульно причислять всех к одному типу значительных государственных деятелей тоже неверно. Важно видеть, на фоне каких исторических событий и какую часть государственного управления властитель делегировал своему фавориту (или фаворитке) и как тот или та справлялись с ней.
В любом его проявлении фаворитизм вносил в общество безнравственность. Отношение двора к фаворитам и фавориткам было всегда безнравственным: их ненавидели, устраивали им различные провокации, на них клеветали, выставляя их перед государем в самом неприглядном свете, и в то же время заискивали перед ними, льстили им, в глаза возносили до небес их красоту и достоинства, демонстрируя свою показную любовь. Даже в том случае, когда фаворитка, такая, например, как Луиза Лавальер, которая жила только любовью к королю Людовику XIV, ни во что не вмешиваясь и никакой общественной деятельности ни при дворе, ни в государственной политике не предъявляя, всё равно только самим фактом открытой любовной связи с женатым королём была примером безнравственного, даже аморального отношения к семье, к семейному очагу. И не случайно она этим тяготилась, мучилась и в конце концов ушла в монастырь замаливать свои грехи.
В Западной Европе и в России наибольший пик фаворитизма как явления, диктующего социально-нравственные понятия в государственной политике и в связи с этим определяющего новые направления в литературе, искусстве и моде, пришёлся в Западной Европе на XVII, а в России на XVIII век, которые получили название «века