Фаина Раневская - стр. 3
Сначала была местная театральная школа – предел допустимого для дочери Гирши Фельдмана. На сцене, к удивлению сверстников и преподавателей, девушка становилась совсем другой. Во-первых, начисто пропадало заикание. Во-вторых, она превращалась в красавицу – бледное лицо, обрамленное черными кудрями, огромные глаза…
Она все глубже и глубже погружалась в пучину театра и понимала, что путь, выбранный для нее родителями, – муж и дети – не для нее. Она знала, что семья не одобрит ее решения стать профессиональной актрисой. Знала – и все равно поступила так, как хотела.
Разумеется, родители противились тому, чтобы дочь пошла в актрисы. Фаина все равно сделала по-своему. В 1914 году она уехала в Москву, чтобы поступить в театральную школу или устроиться в театральную труппу.
Правда, хотя девушка была полностью поглощена искусством, она прекрасно отдавала себе отчет в том, что на жалованье актрисы ей не выжить. И с радостью приняла деньги, которые мать дала ей втайне от отца. Зная, что дочь решения не переменит, мать постаралась помочь своему ребенку хоть чем-нибудь.
На эти деньги Фаина сняла комнату, смогла немного обустроиться. Она собрала адреса всех театральных школ и начала методично обходить их все. А вечерами отправлялась в театр…
И если вечерами она млела от восторга и впитывала в себя воздух театральной Москвы, то днем на нее выливали ушат холодной воды: ни в одну театральную школу юную покорительницу столицы не приняли. Устроиться удалось только в частную школу, где учили за плату. Тут тоже очень выручили деньги, полученные от матери.
Однако деньги имеют свойство быстро заканчиваться. Из актерской школы пришлось уйти: там не ковали таланты, а зарабатывали деньги, поэтому девице, не способной платить, быстро указали на дверь. И будущая Раневская так и уехала бы обратно в Таганрог, если бы не чудо – встреча с балериной Екатериной Васильевной Гельцер. Они познакомились, когда Фаина молча стояла в толпе поклонников Гельцер после спектакля. Что привлекло знаменитую балерину в юной девушке? Возможно, то обожание, с которым она взирала на приму, возможно, исходящее от девушки тепло и радость… Так или иначе, балерина пригласила Фаину в свой экипаж и неожиданно для самой себя познакомилась с удивительным человеком.
Первая работа
Они подружились, какой бы ни казалась странной дружба молоденькой провинциалки, желающей стать актрисой, и знаменитой танцовщицы. В Фаине Екатерина Васильевна нашла человека, с которым можно говорить об искусстве запросто, ничего не объясняя и не усложняя. Раневская же искренне восхищалась Гельцер всю свою жизнь: «Гельцер неповторима и в жизни, и на сцене. Я обожала ее. Видела все, что она танцевала. Такого темперамента не было ни у одной другой балерины. Гельцер – чудо»