Размер шрифта
-
+

Еврейская Каббала: базовые знания - стр. 9

Уже в 1-м поколении учеников Ицхака Лурии были начинающие каббалисты, избегавшие буквального понимания идей своего учителя, касающихся цимцум («сокращение», «сжатие», т. е. самосокращение, самоограничение или самоопределение Божества). Этим в основном объясняется их присоединение к школе Саруга. Это в большей степени касалось каббалистов Востока, ориентированных на философизацию Каббалы.

Некоторыми из европейских каббалистов, в общем принимавшими лурианское учение, продолжались древние традиции, которые не вошли в каббалу Лурии (к примеру, учение о шмитот). Многими каббалистами, не исключая Саруга и его последователей, существенно больше уделялось внимания гематрии, чем трудам Виталя и Кордоверо. Не исключено, что на них оказывала влияние христианская каббала.


Авраам Коген Эррера «Врата небес». Источник: https://buscar.miarroba.com


Авраамом Когеном Эррера в подготовленном им трактате под названием «Puerta del cielo» («Врата небес») была предпринята попытка философско-каббалистического синтеза. В данном трактате лурианская каббала толковалась в терминах неоплатонизма (Прокл), схоластики и герметизма. Это дало свои плоды – получилась логически стройная каббалистическая спекуляция, объединенная с помощью методологий неоплатонизма и схоластики в единое неразрывное целое.

В семнадцатом столетии (в его середине) произошло усложнение Каббалы. Именно в это время имело место широкое распространение лурианских рукописей, но была еще и школа Самоеда, и более эклектическая школа европейская. Произошло слияние ряда школ, продуктом которого в 1648-м г. стал трактат под названием «Эмек га-Мелех» («Долина Царя») [8]:

«Идейно эта работа ближе к Саругу, чем к Виталю, хотя сохраняет буквальное представление о цимцум, от которого Саруг стремился уйти. Фрагменты „Эмек га-Мелех“ появились в латинском переводе Кнорра фон Розенрота Kabbala denudata (1684)».

Проявление академического интереса к каббалистическим текстам

На протяжении двадцатого столетия имело место заметное проявление академического интереса к каббалистическим текстам. Еврейский историк Гершом Шолем обеспечил вдохновление развития исторических исследований Каббалы в области иудаистических исследований.


Гершом Шолем, 1925

Неизвестен – Этот медиафайл доступен в Израильской Национальной библиотеке под дигитальным идентификатором 003800553 (003800553)

Gershom Scholem sitting in Sukka learning Zohar

1.6 Критика каббалы

В иудаизме

В начале двадцатого столетия имело место выступление против Каббалы одного из лидеров раввинов Йемена Ихие Капаха, назвавшего Зоар и писания Ари лжеучениями. Он написал о своем мнении в книге под названием «Войны Всевышнего» («Мильхамот ha-Шем»), посвященной этим мировоззрениям.

Страница 9