Евреи, Бог и история
1
В Библии Бог именуется трояко: Элохим – «Бог»; Яхве – «Господь» и Яхве Элохим – «Господь Бог». Ортодоксальный еврей никогда не произносит имя Яхве, хотя оно встречается в Библии более 7000 раз. Встречая это слово, он произносит Адонай, что означает «Господь мой». Отсюда перевод Яхве – «Господь». Никто не знает, как это имя произносилось первоначально, поскольку его произношение было запрещено уже во II в. до н. э., тогда как диакритические знаки для обозначения гласных были введены в употребление только несколькими столетиями позже. Пуристы даже не пытаются реконструировать первоначальное произношение и попросту пишут Яхве.
2
Хагада (ивр.) – букв.: сказание, легенда.
3
Многие историки искусства объясняют появление рогов у «Моисея» Микеланджело неправильным толкованием нескольких стихов Библии. В Книге Исхода (34:29, 30, 35) говорится, что когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, его лицо «сияло». В этом месте в Библии употреблено слово каран, происходящее от корня крн. Но из того же корня образуется слово керен, обозначающее и «луч света» и «рог».
4
Два места в Библии могут на первый взгляд показаться исключением, но в действительности ими не являются. В первом случае Бог изменяет имя Иакова на «Исраэль», что означает «богоборец» (от слов capo им Элохим). С этого момента Иаков, и только он, именуется Израилем – за одним исключением (Быт. 47:27). В другом случае, в предпоследней главе Бытия, Иаков употребляет слово Израиль, но только по отношению к самому себе: «…послушайте, сыны Иакова, внимайте Израилю, отцу вашему».
5
Я никак не могу понять возмущения, вызываемого предположением, что Моисей был египетским принцем, коль скоро евреи вполне спокойно принимают тот факт, что Авраам, праотец еврейского народа, был вавилонянином и стал евреем только на 75-м году своей жизни. Величие еврейской истории состоит в идеях, которые ее пронизывают, и если у евреев хватило ума последовать за Моисеем, будь он египтянином, мидианитом или евреем, то тем больше их заслуга.
6
Многие ученые считают, что подлинная цифра составляет 600, или 6 тысяч семей. Трудно представить, что пустыни Синая и Негева могли прокормить 600 тысяч взрослых мужчин, их семьи и слуг – в общей сложности около трех миллионов человек – в течение сорока лет.
7
Этот псалом традиционно приписывается царю Давиду (ум. в 960 г. до н. э.); выходит, он предвидит события, происшедшие 300 лет спустя.
8
Цадок был первым из первосвященников, назначенных царем Давидом. Потомки Цадока, известные под именем цадокитов, пользовались большим уважением и почетом у евреев.
9
Теократия (от греческих слов тео – Бог и кратейн – управлять) означает правление жрецов, ссылающихся на Божье благословение. Еврейский первосвященник столь же мало мог ссылаться на Божье благословение или происхождение, как и еврейский царь.
10
Мы различаем «эллинский» и «эллинистический»: первое определение относится к самой греческой культуре, а второе – к ее «экспортному виду».
11
Это утверждение будет нами рассмотрено в ч. IV «Незримый мир Талмуда», где мы подробно обсуждаем происхождение и становление талмудизма.
12
Многие демократические страны и сегодня не имеют системы присяжных. Они полагают, что суд присяжных – всего лишь еще одна организованная форма законопроизводства. Считается, что справедливый суд или несправедливый суд возможен как при наличии, так и при отсутствии присяжных.
13
Карл X. Креллинг. Раскопки в Дура-Европос, заключительный отчет VIII, ч. I, Синагога.
14
Согласно другому объяснению, слово Маккаби является аббревиатурой военного клича Хасмонеев: «Ми камоха баэлим, Адонай?!», т. е. «Кто среди богов подобен Тебе, о Господи?!»
15
Этнарх – римское звание для правителя покоренного народа.
16
Около 350 тысяч долларов.
17
В действительности только одно из евангелий, от Марка, содержит «пророчество» о разрушении Иерусалима. Лука, Матфей, Иоанн не упоминают об этом. Марк же написал свое евангелие в Риме около 70 г., когда Иерусалим уже в течение трех лет был осажден римлянами, и для предсказания его судьбы не требовалось особого пророческого дара.
18
Иосиф в «Иудейской войне» приводит следующее распределение еврейских сил: 10 тысяч под командованием Шимона бен Гиоры, 6 тысяч во главе с Иохананом из Гисхалы, 5 тысяч идумеян и 2400 зелотов.