Евпатий Коловрат. Исторический путеводитель по эпохе - стр. 2
И в те дни – от великого Ярослава и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его, Юрия, князя владимирского, – обрушилась беда на христиан…
«Слово о погибели Русской земли»
Часть первая
1237 год
Ты и во сне необычайна.Твоей одежды не коснусь.Дремлю – и за дремотой тайна,И в тайне – ты почиешь, Русь.Русь, опоясана рекамиИ дебрями окружена,С болотами и журавлями,И с мутным взором колдуна,Где разноликие народыИз края в край, из дола в долВедут ночные хороводыПод заревом горящих сел.Александр Блок
Год 1237-й… Славная и величественная Русь в 1237 году упорно летела вперед. Словно птица, овладевшая искусством полета, словно сильный и дерзкий воин, который только входит в расцвет своей силы, только учится управлять своим оружием и которого ждут великие победы и свершения, потому что он силен, неистов в бою, храбр и прямодушен.
Сравним ее с талантливым творцом, из-под чьего резца уже стали выходить истинные шедевры, уже скоро окрепнет рука, величайшие труды духовной живописи, хроник и летописей, искусных изделий, черни, оружия, доспехов, сказаний и старин (так назывались былины) удивят и изменят весь мир.
Это знаменитое узорочье нарочитое, богатство рязанское, княжеские бармы, клады «золота плетеного с перст толщиною», «свертков волоченого золота», «серебряных карасей», «лемешков серебряных» и «серебра литого брусками». Это владимирские кресты и иконы с перегородчатыми эмалями. Это киевское литье. Это золотые чаши и губки, как светская, так и церковная утварь. Это великолепные доспехи и оружие, иконопись и архитектура.
И Русь, сама словно золотых дел мастер, создавший свой клад, как зодчий, уже построивший свои соборы, храмы, городские стены, жаждет творить дальше и создавать новые чудеса света.
Это успехи ярой и в то же время рыцарской дипломатии, когда ни перед кем не гнули шею, а ради княжеского престола не боялись сразиться ни с братом, ни с отцом. Это завораживающая мистика и сила духа православной веры, когда народ жил среди святых в ожидании конца света, о котором вещали пророки и которого ждали без страха, но с радостью и упованием на Бога.
И он пришел – этот конец света, этот конец Руси. И все, кто доселе пил чашу радости, от князя до последнего холопа, испили чашу горя и позора. Испили ее радостно, с высоко поднятой головой, ибо давно были к этому готовы.
Ибо, раз ты хвалишь Бога, когда он дает тебе радость, неужели не будешь ты его хвалить, когда он дает тебе горе, как сказал князь рязанский Юрий Ингваревич, только что потерявший в ставке Батыя сына Федора и узнавший, что его молодая сноха Евпраксия вместе с внуком Иваном бросилась из башни терема и насмерть разбилась о камни Красного города.