Размер шрифта
-
+

Евпатий Коловрат. Исторический путеводитель по эпохе - стр. 15

Федор же вышел из города со всем священным собором и издалека увидел он святыню, от которой исходило сияние. Княжич принял чудотворный образ и с великим торжеством принес в свой город Зарайск, называвшийся тогда Красный. С тех пор, с 29 июля 1225 года, святитель Николай взял под свой небесный покров город и его жителей.

И увидев «преславные чюдеса», князь Юрий Ингваревич Рязанский, отец Федора, «создаша храм во имя святого великаго чюдотворца Николы Корсунскаго и освяти ю епископ Ефросин, и торжествовав светло», и вернулся в свой город.

Федор Рязанский

…Князь Федор окружен толпою
Бояр и братьев молодых.
Но нет веселия меж них:
В борьбе с тревогою немою,
Глубокой думою томясь,
На длань склонился юный князь.
Дмитрий Веневитинов

Обретя чудотворный образ святого Николы, Федор Юрьевич счастливо правил в городе Зарайске и справедливым княжением своим, мудростью и храбростью, достойной князей дома Рюриковичей, привел город к процветанию. Но более всего преуспел молодой князь в прославлении и соблюдении христианской веры. При Федоре, над Зарайском, звавшимся в ту пору «Красный», вознеслись в небо купола новых храмов и монастырей. Корсунские монахи, обосновавшиеся в городской слободе, помимо знаменитой иконы, принесли в дар князю небольшую библиотеку и помогли открыть скрипторий, в котором переписывалось множество книг, что сделало Зарайск центром распространения культуры и христианства.

Но время шло, а пророчество Николы Чудотворца, предрекавшее мученический венец, не давало Федору Юрьевичу покоя. Наконец, спустя шесть лет, в 1231 году, княжич встретил ту самую обетованную супругу, и пришла она, как и чудотворная икона, из земель греческих.

Дочь византийского царя Иоанна Третьего, Евпраксия была не только благодетельной в соответствии со своим именем (имя «Евпраксия» в переводе с греческого означает «творящая добро»), но и обладала удивительной, завораживающей красотой. Брак Федора и прекрасной царевны, вызванный политической необходимостью неспокойной феодальной эпохи, но при этом скрепленный искренней любовью молодых, казалось, был уготован свыше.

Его одобрял и отец княжича, великий рязанский князь Юрий, ведь родство с византийским императором давало ему преимущество в состязании за старшинство среди других русских князей, славных и честолюбивых. Рад был союзу и Иоанн Третий, Константинополь в те годы был захвачен крестоносцами, и рязанские витязи, яростные и грозные на поле боя, были хорошим подспорьем в грядущей войне. Веселую и широкую свадьбу радостно справили в княжеской семье, Федор и Евпраксия счастливо зажили в Зарайске, а вскоре молодая княжна родила первенца, нареченного Иоанном Постником, в честь великого святого патриарха Иоанна Четвертого Постника, известного смирением, кротостью и любовью ко ближним. По слухам, младенец отказывался от материнского молока в постные дни, за что и получил такое взрослое прозвище. Младенца в рязанском соборе крестил сам, подаривший Федору чудотворную икону, духовник Евпраксии Евстафий Корсунский.

Страница 15