Размер шрифта
-
+

Эволюция образа женщин в итальянском кино. 1930–1980-е годы - стр. 19

В старых военных сюжетах режиссёры находят новое развитие современного женского образа – гибкого и серьёзного, женщины являются истинными героинями этих фильмов. Большое внимание в кино уделяется остросоциальным проблемам современности. Феллини и Антониони показывают буржуазное общество, бездушное и пустое. Висконти создаёт фильм «Рокко и его братья», показывая трагичную судьбу крестьянской семьи с юга, попавшую в мир капитализма (DeBenedictis, Cinema italiano II, 2005).

«Ф. Фукуяма отмечает, что с 60-х годов начинается решительный отход от традиционной морали, причём в массовых формах, что тотчас же получило выражение в искусстве. Хотя в узких кругах это имело место и раньше, но именно в 60-е годы начались, например, дискуссии о сексуальной революции. Ф. Фукуяма констатирует, что разложение викторианских норм развёртывается на протяжении всего истекшего столетия. Однако сексуальная революция была задержана депрессией и войной; невзгоды вынуждали людей больше сосредотачиваться на проблемах экономического выживания и семейной жизни, нежели на самовыражении и удовлетворении потребностей, чего большинство в любом случае не могло себе позволить»[25].

До наступления «сексуальной революции» 60-70-х годов «зажигательные», красочные, проникнутые молодым задором женские медиа-образы отразили пришествие женского эроса, свободного от всяческих тайн и от какой бы то ни было идеи греха. Начинается эпоха «Венер в джинсах», красавиц подросткового возраста, более склонных к весёлости, чем к мрачности, скорее грубоватых, чем романтичных, и скорее разбитных, чем загадочных. Женская соблазнительность отныне повенчана с современным культом ритма. Оппозиция между красотой эфемерной и красотой пагубной распалась, уступив место красоте «секси» – лишённой всяких выкрутасов, повышающей тонус, приземлённой, без глубины и трагизма. Кинематограф, на свой лад, благословляет воцарение красотки с обложки, выводя на экран звёзд с потрясающими формами, которые отныне не играют в таинственность (Жиль Липовецкий, 2003).


Итальянские актрисы произвели маленькую, но значительную революцию – изменилось отношение к их содержанию и форме. По традиции, чтобы превратиться в «звезду», нужно было сыграть множество ролей хорошей, доброй, красивой, но несчастной девушки. Однако вместо образа нежной, плачущей девушки появляются совсем другие персонажи. Джина Лоллобриджида борется с кортиком в руке со своей соперницей в фильме «Красивая, но опасная» (1955 г.); София Лорен хитро кокетничает и соблазняет, будь то комедия или драма; Элиза Мартинелли в «Рисовом поле» (1956 г., Раффаэлло Матараццо) играет грубую, норовистую девушку; Джианна Мария Канале культивирует коварство в мифологических фильмах; Мариса Аллазио, Алессандра Панаро и другие девушки в фильмах подчиняют себе партнёра. Начиная с Антонио Пьетранджели, актрисам начинают давать роли, которые раньше могли бы помешать в их звёздной карьере – роли проституток (II cinema. Grande storia, том 5, 1965).

Страница 19