Размер шрифта
-
+

Эволюция образа женщин в итальянском кино. 1930–1980-е годы - стр. 10

. Фильм стал инновационным, он продемонстрировал конфликтность с буржуазией, с мелочной идеологией, которую пропагандировало «кино белых телефонов». Любовь выступает в роли сложности, наваждения, мучения, роковой неудовлетворённости и недостижимого счастья (Лукино Висконти, Статьи. Свидетельства. Высказывания, 1986).

Клара Каламаи в «Одержимости» играет женщину из народа, типичную для того времени простолюдинку. Джованна одета в грязные от дорожной пыли и пота одежды, она живёт в доме своего мужа, но полна неудовлетворённости и отвращения к нему. Ей не нравится быть кухаркой, она сопротивляется и восстаёт против своего образа жизни. Джованна вовсе не благородна и не целомудренна, скорее наоборот, она цинична и расчётлива. Она хотя и влюблена в молодого, красивого Джино, но вовсе не хочет быть с ним вместе вне комфортных условий.

Любовь Джованны скорее «неосознанное восстание», эта любовь порождает насилие, разрушает стереотипы женского поведения. Её цель не быть угодной для своего мужа, и не свидания с молодым красивым мужчиной, её целью становится осознаваемое в процессе стремление к свободе. Чувства, эмоции, переживания женщины, таким образом, в первый раз продемонстрированы со всей страстью переживания живых, реальных людей (Farassino, 2003).

Манифестом нового итальянского кино стал фильм Роберто Росселлини «Рим – открытый город» (1945 г.), пронизанный духом антифашистского единства и пафосом художественного открытия реальной Италии. Первые фильмы неореализма: «Пайза» (1946 г.) Р. Росселлини, «Рим – открытый город» (1945 г.) – черпали сюжеты и образы в движении Сопротивления. После них появились фильмы: «Трагическая охота» (1947 г.), «Горький рис» (1949 г.), «Нет мира под оливами» (1950 г.), «Рим, 11 часов» Джузеппе Де Сантиса; «Похитители велосипедов» (1948 г.), «Чочара» (1960 г.), «Умберто Д» Витторио Де Сика; «Земля дрожит» (1948 г.) Лукино Висконти и др. Они рассказывали о проблемах безработицы, нищеты, социальной несправедливости и послевоенной разрухи. Те же проблемы ставились и в неореалистических комедиях типа «Полицейские и воры» (1951 г.) Стено и Марио Моничелли; «Два гроша надежды» (1952 г.) Ренато Кастеллани; в сатирической киносказке Витторио Де Сика «Чудо в Милане» (1952 г.) (Brunetta Р., 1999).

Типичные бытовые и даже трагические мотивы получали в них оптимистическое звучание, в духе жизнеутверждающих традиций народного искусства (Vigano, 2006). Женщины занимают активную позицию в Сопротивлении. В 1943 г., после падения фашизма и ареста Муссолини, в Милане учреждено крупное антифашистское движение. В борьбе за освобождение участвуют и женщины. Рождаются группы защиты из женщин-добровольцев. После окончания борьбы, женщины добиваются права голосования, что является большим завоеванием и важным признанием женщин. Создаются женские движения, которые считают «женский вопрос» национальной проблемой, которую нужно решить на государственном уровне.

Страница 10