Размер шрифта
-
+

Этническая история регионов Украины - стр. 47

И все же православные проиграли. Началась эпоха католического натиска, ополячивания и борьбы за русский характер Днепровской украйны.

Украинные земли Литвы и Польши

Ликвидация Киевского княжества ослабило оборону края. Уже в 1482 году крымские татары опустошили и разграбили Киев, сожгли многие соборы и монастыри. Киевский воевода Иван Ходкевич попал к татарам в плен. Новые крупные вторжения крымцев проходили в 1489, 1497, 1499, 1500 и 1503 годах. Всякие мелкие набеги с участием нескольких сотен, а то и десятков, человек проходили ежегодно.

Правда, дальнейшее развитие Киевской земли это не остановило. Киев в 1490-х годах получил самоуправление на основании Магдебургского права. Руководство городом осуществлялось двумя коллегиями – лавой, которую возглавлял войт, и радой, члены которой по очереди выполняли функции бурмистра. Со временем городская власть получила название «магистрат».

Первая половина XVI века Киевская земля продолжала развиваться. Но это не было мирным периодом. Крымское ханство, «хозяйственной специализацией» которого был захват рабов, практически ежегодно совершало набеги вглубь всех русских земель. При этом Поднепровью, слишком близко находившемуся на пути набегов, доставалось особенно сильно. Татарские кочевья начинались уже вскоре за Каневом. Укрепленная линия состояла из нескольких крепостей – Канев, Черкассы, Звенигород (ныне – Звенигородка в Черкасской области), Винница, Брацлав и др. Местное русское население, сильно, впрочем, разбавленное выходцами из степи, было поголовно вооружено и ничуть не хуже татар стремилось делать набеги. За этим воинственным населением утвердилось название «казаки». Напомним, что само тюркское слово «казак» означает человека, оторвавшегося от своего племени. Именно так татары стали называть и тех «сходцев» из Малой Руси, которые стали проникать в степи. Первоначально казаками называли различных изгоев из татарских ханств, превратившихся в шайки разбойников. Так, в 1474 году «казаки» татарского «царевича» Касима грабили купцов, ехавших из Крыма. Но уже в 1492 году упоминаются казаки-христиане из числа «киян» (киевлян) и черкасов (жителей Черкасс), грабивших турецкий корабль в устье Днепра. В 1499 году в указе великого князя Литовского упоминаются казаки на Днепре. В 1503 году становится известно об особой казачьей воинской части в Черкассах[34].

Постепенно понятие «казак» стало означать вольного человек, ведущего особый казачий образ жизни, но при этом русского и православного. Впрочем, очень долгое время казачество было занятием, а не социальным положением. Легко заметить, что славяне в степях, живущие промыслами и разбоем, были известны и в домонгольской Руси под именем бродников. Так что в значительной степени казачество исторически было старым явлением – новым же было только тюркское название.

Страница 47