Этика. О Боге, человеке и его счастье - стр. 6
Теперь переведен на голландский язык для любителей истины и добродетели, чтобы заткнуть наконец рот тем, кто хвастает и дает в руки простодушным свой собственный помет и свой мусор вместо амбры, чтобы они перестали порочить то, чего они еще не понимают, чтобы помочь понять им, в чем состоит сущность Бога, их самих и их всеобщее счастье; чтобы исцелить тех, которые больны душой, посредством духа кротости и терпения по образцу Господа Христа, нашего лучшего Учителя.
Часть первая
О Боге
Глава I
О том, что Бог существует
Что касается первого пункта, а именно того, что Бог существует, то это, говорим мы, можно доказать.
Сначала a priori следующим образом.
1. Все, что мы познаем ясно и отчетливо как принадлежащее к природе[1] вещи, мы можем и в действительности утверждать о вещи.
Но мы можем ясно и отчетливо понимать, что существование принадлежит к природе Бога.
Следовательно.
С другой стороны, следующим образом.
2. Сущности вещей существуют извечно и останутся вечно неизменными.
Существование Бога есть сущность.
Следовательно.
A posteriori или следующим образом.
Если человек имеет идею Бога, то Бог должен[2] существовать формальным образом.
Но человек имеет идею Бога.
Следовательно.
Первое мы доказываем следующим образом.
Если существует идея Бога, то причина ее должна существовать формально и содержать в себе все, что идея имеет объективно.
Но существует идея Бога.
Следовательно.
Чтобы вывести первую часть этого доказательства, мы устанавливаем следующие основные правила.
1. Существует бесконечное число познаваемых вещей.
2. Конечный ум не может понять бесконечного.
3. Конечный ум сам по себе не может ничего понять, если только он не определяется чем-то вне себя; ибо, подобно тому как он не имеет власти познать все сразу, он так же мало властен начать, например, познавать это раньше того или то раньше этого. Таким образом, если он не может ни первого, ни второго, то он не может ничего [познать].
Первое (или бо́льшая посылка) доказывается следующим образом.
Если бы только вымысел человека был причиной его идеи, то было бы невозможно для него понять что-либо; но он может понимать нечто.
Следовательно.
Первое доказывается первым основным правилом: именно что есть бесконечное множество познаваемых вещей. По второму основному правилу он может познать об этом не все, так как человеческий ум конечен, и если он не определяется никакими внешними вещами к познанию этого скорее того или того скорее этого, то было бы невозможно по третьему правилу, чтобы он мог что-либо познать[3].
Из всего этого затем доказывается второе: именно что