Размер шрифта
-
+

Эта идея должна умереть. Научные теории, которые блокируют прогресс - стр. 59

Даже в über-религиозных Соединенных Штатах опросчики обнаружили, что 31 % американцев считают себя «нерелигиозными или не слишком религиозными». Этот результат подтверждают данные, полученные в ходе опроса, проведенного в 2012 году Pew Forum: самая быстрорастущая группа с точки зрения отношения к религии в США – это «нерелигиозные» люди: их число составляет 20 % населения (33 % в страте моложе 30 лет), из них 6 % атеистов и агностиков и 14 % пока не определились. Этот показатель поражает: взрослое население США (18 лет и старше) составляет 240 млн, значит, «нерелигиозными» называют себя 48 миллионов человек, включая 14,4 млн атеистов и агностиков и 33,6 млн неопределившихся. Обнаружились также поколенческие различия, демонстрирующие заметный тренд в сторону атеизма: в «великом» поколении (родившиеся в 1913–1927 годах) таких 5 %, в «тихом» поколении (родившиеся в 1928–1945 годах) – 9 %, среди «бэби-бумеров» (1946–1964 годы рождения) – 15 %, в «поколении X» (1965–1980) – 21 %, среди «старших миллениалов» (1981–1989) – 30 %, и наконец, в поколении «младших миллениалов» (1990–1994) – 34 % неверующих.

Такие темпы дают основания прогнозировать, что категория «нерелигиозных» вырастет до 100 % к 2220 году.

Ученым пора отказаться от теории, что Бог и религия встроены в наш мозг. Как и все люди, ученые не лишены когнитивной предвзятости, которая подталкивает их мышление к тому, чтобы оно пыталось задним числом объяснять уже сложившиеся убеждения. Поэтому нам надо взглянуть на дело в длинной перспективе и сравнить сегодняшний день, скажем, с ситуацией полтысячи лет назад, когда вера в Бога была, по сути, общепринятой, или с периодом палеолита, когда наши предки, племена охотников и собирателей, хотя и практиковали самые разные суеверные ритуалы, но не верили ни в какого бога и не исповедовали никакую религию, которые хотя бы отдаленно напоминали божества или религии современных народов.

Это показывает, что религиозная вера и вера в Бога являются побочными продуктами других когнитивных процессов (например предположения о существовании некоей разумной трансцендентной силы) и культурных предпосылок (например потребности ощущать собственную принадлежность к той или иной социальной группе), которые, хотя они и встроены, могут быть устранены с помощью доводов разума и науки – точно так же, как были устранены многие предрассудки и проявления веры в сверхъестественное, которые пять веков назад разделяли даже самые образованные ученые Европы.

Например, в то время преобладающей теорией для объяснения неурожаев, погодных аномалий, болезней и разных других бед и несчастий было колдовство, и решением проблемы считалось сжигание «ведьм» на костре. Сегодня ни один человек в здравом уме в это не верит. С прогрессом научного понимания сельского хозяйства, климата, болезней и других причинных факторов – включая и роль случая – теория ведьм как причины бедствий вышла из употребления.

Страница 59