Размер шрифта
-
+

Эпоха Юстиниана. История в лицах - стр. 10

.


Мозаика свода Сан-Витале. Равенна


Юстиниан, ещё будучи консулом, вознамерился исправить эту ситуацию. Он был халкидонитом и сторонником единства церкви, а потому пошёл на диалог с папой. 25 марта 519 года папские послы прибыли в Константинополь, их встретил Юстиниан лично. По итогам переговоров бывший патриарх Акакий, а также императоры Зенон и Анастасий были преданы анафеме, что, с точки зрения халкидонитов, было решением справедливым.

Добившись всей полноты власти, Юстиниан решил нанести удар по старой религии – начались гонения на язычников. В VI веке языческое население составляло меньшинство, и старая религия сама по себе клонилась к закату, но они ещё сохраняли силу в системе образования, которая была основана на классической древнегреческой. В 529 году император издал указ, призывавший закрыть все философские школы в Афинах, многие учителя-язычники лишились средств к существованию.

Многие из язычников эмигрировали в Персию, где, как рассказывали, после успешной революции полностью исчезли преступность и социальная несправедливость, а персидский шахиншах Хосров I (пехл. Husraw, 512—579 гг.) проявлял интерес к изучению философии. Но, прибыв в Ктесифон, столицу империи Сасанидов, византийские философы были разочарованы – в городе царила преступность, а шахиншах, хоть и устроил для гостей тёплый приём, философскими вопросами не интересовался вовсе. Пробыв в Персии два года, философы вернулись обратно и смогли прожить последние годы на родине вполне спокойно. Но это было последнее поколение язычников в Византии, проживать в империи и открыто заявлять о приверженности к старой религии стало практически невозможно.

Однако язычники были не единственными, кто подвергся гонениям. Юстиниан обрушил свой гнев и на монофизитов. Многих монахов и монахинь монофизитов изгоняли из храмов. Но тут император столкнулся с некоторыми трудностями. Если добить язычников было вполне себе очень просто, то монофизитов было слишком много, чтобы расправиться с ними репрессивным путём, всё это могло перерасти в серьёзные проблемы в восточных провинциях империи. К тому же Юстиниан подвергался давлению и собственной жены Феодоры, которая симпатизировала монофизитам, и благодаря ей, многие епископы-монофизиты были возвращены из ссылки. В конце концов, Юстиниан прекратил преследование монофизитов, оставив разрешение этой проблемы на потом.


Императоры Константин Великий и Юстиниан перед Богородицей. Мозаика собора Святой Софии. Константинополь


Во время правления Юстиниана христианская вера приобрела те черты, которые существуют и в наше время. В частности – поклонение святым. Также христианство всё больше отделялось от иудаизма, христианские церкви стали украшаться различными изображениями, в том числе Иисуса Христа и его учеников, создавались иконы. Тогда же и зародилась традиция почитания икон. Император всячески старался подчеркнуть тождество государства и религии, и в какой-то мере на это была направлена и грандиозная строительная программа Юстиниана, в частности, строительство нового собора Святой Софии (конкретнее о нём мы поговорим в отдельной главе) и множества церквей в Константинополе и по всей империи.

Страница 10