Размер шрифта
-
+

Эпоха Возрождения. От Никколо Макиавелли, Эразма Роттердамского, Джордано Бруно до Леонардо да Винчи - стр. 8

Этот опыт, безусловно, оставил глубокий след в душе Макиавелли. Впоследствии в своих работах он часто касался вопросов чести, лояльности и жестокости правителей. В «Государе» Макиавелли написал: «Людям следует либо потворствовать, либо совершенно уничтожить их, ибо, если вы просто оскорбите их, они мстят, но если вы сильно их обидите, они не в состоянии отомстить, так что оскорбление, нанесенное человеку, должно быть таким, чтобы нельзя было бояться мести». Для понимания этой цитаты необходимо учесть контекст эпохи Возрождения в Италии. Это было время бурных политических интриг, переворотов, а также бесконечных войн и схваток между городами-государствами. Понятие чести и репутации играли огромную роль, и оскорбление могло привести к долгой и кровавой вендетте. Макиавелли утверждал, что если правитель решает наказать или оскорбить кого-то, он должен сделать это так, чтобы у этого человека или группы лиц не оставалось способности или желания мстить. С другой стороны, если правитель выбирает путь милосердия или благожелательности, он должен следовать ему искренне и без оговорок.

Это утверждение основано на его наблюдениях о природе человеческой психологии и власти. Оскорбленный или обиженный человек, который чувствует, что у него есть возможность отомстить, скорее всего, воспользуется ею. С другой стороны, человек, который был полностью уничтожен или лишен средств к существованию, не сможет представлять угрозу для правителя. Макиавелли, возможно, черпал вдохновение для таких рассуждений из своего личного опыта. Подвергнувшись пыткам и унижениям во время ареста, он, тем не менее, не был «совершенно уничтожен», что позволило ему впоследствии вернуться к литературной и политической деятельности. Но его прежние враги могли бы ошибочно полагать, что он уже не представляет угрозы, что, как показала история, оказалось далеко от истины.

В одном из своих писем, написанных после освобождения, Макиавелли с горечью вспоминает этот период: «Сколько боли и страданий приходится пережить ради истинной преданности своему Отечеству!» Через несколько месяцев, благодаря амнистии, объявленной в честь избрания нового папы Льва X, Макиавелли был освобожден. Однако его жизнь во Флоренции больше не была прежней. Отстраненный от государственной службы, утративший доверие и репутацию, он был вынужден покинуть город и уйти в изгнание в свою усадьбу в Сант-Андреа в Специи. Этот период его жизни был, пожалуй, одним из самых тяжелых. Лишенный возможности активно участвовать в политической жизни, он, тем не менее, не утратил интереса к ней. Здесь, в уединении своей усадьбы, Макиавелли начал писать свои наиболее известные произведения, включая «Государя». В изгнании он писал другу: «Я возвращаюсь домой и вхожу в свой кабинет; на пороге я снимаю рабочую одежду, покрытую пылью и грязью, и надеваю одежды для суда и дворца. Одетый подобающим образом, я вступаю в почтенный суд древних, где, великодушно принятый ими, я вкушаю ту пищу, которая единственная подходит мне и для которой я был рожден; где я без стеснения беседую с ними и спрашиваю о мотивах их действий, и они, в своей человеческой доброте, отвечают мне. И четыре часа кряду я не чувствую скуки, я забываю все свои беды… Я полностью растворяюсь в них». Это глубоко личное письмо отражает душевное состояние Макиавелли в период его изгнания. Оно показывает, как велика была его страсть к исследованию истории и классической литературы, а также его уважение и любовь к великим мыслителям прошлого.

Страница 8