Эпоха Возрождения - стр. 5
Вероятней всего Мазаччо учился в мастерской Биччи ди Лоренцо, одного из самых известных художников того времени. Но подлинной школой для Мазаччо стало общение с выдающимися мастерами раннего Возрождения – архитектором Брунеллески и скульптором Донателло.
В 1424 г. Мазаччо стал членом гильдии св. Луки – организации флорентийских художников. Этот год стал отличным началом сотрудничества с Мазолино. Бесспорно, Мазолино был крупнейшим художником первой половины XV в., его манера была близка и понятна современникам, которых привлекала аристократическая готика с ее религиозной сказочностью и нарядностью. Это давало возможность Мазолино получать хорошие заказы, что определило его лидерство в организации работ. Мазаччо была отведена роль помощника. Неординарность ситуации заключалась в том, что молодой помощник оказал большое влияние на творчество своего именитого старшего товарища.
Самой ранней картиной Мазаччо считается алтарный образ Мадонны с младенцем, св. Анной и ангелами (ок. 1424 г.), написанный им вместе с Мазолино да Паникале. В нем сохраняется средневековая иконографическая традиция такого рода изображений: Мария, держащая на коленях младенца Иисуса, сидит перед Анной. Удивителен образ младенца Христа: это живой, сильный ребенок, с прекрасно вылепленным мускулистым телом. В образе младенца Христа в ранних работах Мазаччо исследователи его творчества видят первого представителя «новой человеческой расы» эпохи Возрождения.
Уже в этой работе Мазаччо ощущается обобщенность в передаче фигур, стремление уйти от мелких деталей, лаконичность композиционных построений и сюжетов, величавая простота, смелость обращения к реальному миру.
Вершиной творчества Мазаччо были фрески в капелле Бранкаччи церкви Санта-Мария-дель-Кармине (1427–1428), выполненные совместно с Мазолино. Роспись была поручена Мазолино, который привлек к работе Мазаччо. Темой росписи была выбрана история апостола Петра, под аркой на простенках предполагалось расположить сцены, связанные с библейской историей первых людей. В сентябре 1425 г. Мазолино уехал, и Мазаччо продолжил росписи самостоятельно, но, так и не завершив работы, отправился в Рим, где неожиданно умер в 1428 г. Работы в капелле были остановлены, и лишь через 50 лет Филиппино Липпи закончил оформление капеллы. Всего для капеллы Бранкаччи Мазаччо было написано 6 фресок. В итальянском искусстве Ренессанса наиболее знаменитой фреской Мазаччо является работа «Изгнание из рая» (левая стена, верхний ряд). На фреске изображен библейский сюжет: изгнание первых людей – Адама и Евы – из рая после того, как Ева нарушила Божий запрет. Они, рыдая, удаляются из Эдема, над их головами путь на грешную землю указывает ангел на красном облаке с мечом в руке. Фреска стала известной не только потому, что Мазаччо был первым в свою эпоху, осмелившимся написать обнаженные фигуры, но и благодаря чрезвычайной эмоциональной выразительности и мимике своих персонажей.