Эннеаграмма. Тип 5. Мыслитель - стр. 2
Различные типы девятисторонних звездчатых многоугольников.
В работах каталонского философа Раймунда Луллия (Raymundus Lullius) (1235—1316) описана система, в которой девять фундаментальных категорий, соответствуют всем явлениям и качествам вселенной. Знание этой системы, считал Луллий, способно привести духовного искателя к Истине. Символ эннеаграммы использовался для описания добродетелей и пороков, как основных причин мотивационных динамик. В «Ars Magna» Луллий связывает эннеаграмму с 9 смертными грехами, 9 добродетелями, 9 достоинствами, 9 недостатками, 9 основополагающих объектов мироздания, 9 сущностных качеств и т. д. Луллий считал, что понимая эти категории и их сочетания, человек может раскрыть новые знания. Точка зрения Луллия заключалась в том, что мистицизм, философия и теология не противоречат друг другу, а различаются только своим подходом к одному и тому же знанию. Это просто разные пути, но цель у каждого одна: вознесение души к Источнику и объединение всех знаний в единую систему. Все Луллиевы искусства основываются на именах или атрибутах Бога, на таких понятиях, как bonitas, magnitudo, eternitas, potestas, sapientia, voluntas, virtus, veritas, gloria (благость, величие, вечность, сила, премудрость, воля, добродетель, истина, слава). Эти понятия Луллий называет «божественными достоинствами». Они составляют основу для «девяти» форм искусства. Остальные его формы добавляют к этому перечню иные божественные имена или атрибуты и основываются на большем количестве таких имен или достоинств2.
Диаграмма, представленная
в издании 16-го века «Ars Magna»
Раймонда Луллии (1517 г.)
Католический монах Афанасий Кирхер (1602—1680), в работе «Арифмология»3 рассматривает символ эннеаграммы как матрицу сил, управляющих вселенной.
Источником эннеаграммы ряд авторов считает ордена суффиев и легендарное братство Сармунг4, хранителя древнейшего сакрального знания.
В 20 веке Г. Гурджиев сыграл большую роль в популяризации эннеаграммы как ключа к пониманию глубинных процессов в групповом и индивидуальном сознании. В антропологии Гурджиева эннеаграмма связана с теорией влияний5.
Оскар Ичазо приспособил эннеаграмму для наблюдения различий человеческого характера и личности. В настоящее время наибольшее распространение получили две его эннеаграммы: эннеаграмма эмоциональных динамик и эннеаграмма познавательных установок.
Одной из причин, по которой именно эти две эннеаграммы получили такую известность, стало то, что они как раз были самыми интересными для наиболее талантливого ученика Ичазо – доктора Клаудио Наранджо.