Размер шрифта
-
+

Энциклопедия православной жизни - стр. 53

Антихрист – противник Христа, – который явится перед кончиной мира и будет стараться всеми способами истребить веру Христову на земле. Но с Пришествием Христа владычество антихриста окончится ужасною гибелью как его самого, так и его последователей и самого диавола.

После этого наступит вечное Царство Христово.

ИКОНА О СТРАШНОМ СУДЕ

Тайну Страшного Суда нам приоткрывает в образах и притчах икона – образ события или человека, освященного благодатью Духа Святого. Язык иконы сложен и символичен – это не просто «зарисовка с натуры», это откровение Божие, записанное иконописцем в красках и образах. События Страшного Суда, известные нам из книги Апокалипсиса или Откровения Иоанна Богослова, дают нам возможность заглянуть в то, что ждет наш мир в будущем, в его грядущую судьбу. Но у Страшного Суда есть еще и глубокий нравственный и мистический смысл. И вот его и попытались донести до нас иконописцы.

«Новгородские иконописные изображения Страшного Суда дают нам возможность заглянуть в самые глубокие тайники духовной жизни Святой Руси XV и XVII века, проникнуть в самый суд ее совести. И ценность этих ярких, красочных изображений повышается тем, что в них человеческая совесть иконописца стремится угадать Божий суд не о каком-либо частном явлении, а о человечестве как целом, более того – о всем мире. Те образы, которыми он олицетворяет этот суд, превосходят глубиной и мощью самые вещие из человеческих слов.

В самой исходной точке своего искания иконописец встречается здесь с глубочайшей нравственной задачей, которая в пределах земного существования не поддается окончательному решению. По самой природе своей наш мир – не рай, не ад, а смешанная среда, где происходит ожесточенная борьба того и другого. Соответственно с этим в мире преобладают не святые и не изверги, а тот смешанный, житейский тип, о котором говорит пословица:

«Ни Богу свечка, ни черту кочерга». Как рассудит их Бог в тот миг, когда наступит срок бесповоротного, окончательного отделения пшеницы от плевел?

То решение, которое здесь дает иконописец, в сущности не есть решение – это необычайно широкая и смелая постановка задачи, которая свидетельствует о поразительной глубине жизнепонимания и проникновения в человеческую душу.

В замечательном московском собрании икон А. В. Морозова есть две иконы Страшного Суда новгородского письма XV и XVI века. В нижней части того и другого изображения есть как бы пограничный столб, отделяющий в иконе десницу (правую) от шуйцы (левой) – райскую сторону от адской. К столбу привязана человеческая фигура. Можно много гадать о том, что она изображает. Есть ли это тот тип «славного малого», который не годится в рай, потому что на земле он ни в чем себе не отказывал, но не годится и в ад, потому что был добр и милостив? Или, быть может, это тип человека, не горячего и не холодного, а тепловатого, житейски праведного, корректного, но не любившего по-евангельски? Все догадки в этом роде в большей или меньшей степени правдоподобны, но достоверно лишь одно.

Страница 53