Размер шрифта
-
+

Энциклопедия православной жизни - стр. 41


Распятие Иисуса Христа.

Гравюра


Туринская Плащаница


Вся совокупность полученных исследователями фактов свидетельствует о том, что образ на Плащанице возник тогда, когда тело Иисуса Христа, в согласии с евангельским повествованием, было положено в погребальную пещеру. При этом тело Его лежало на одной половине Плащаницы, а другая половина, перекинутая через голову, покрывала Его сверху.

До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году (IV Крестовый поход) Плащаница хранилась в Константинополе в храме Святой Софии и выставлялась для поклонения на Страстной неделе и каждую пятницу. Сохранились свидетельства Николая Мазарита, спасшего Святую Плащаницу от огня во время бунта императорской гвардии в 1201 году («Похоронные Ризы Господни. Они из полотна и еще благоухают помазанием») и летописца Крестового похода Робера де Клари («И никто, будь то грек или франк, дальше не знал, что случилось с этой Плащаницей после разгрома и расхищения города»). Архиепископ Антоний Новгородский также видел Плащаницу в Константинополе во время паломничества в 1200 году (она была подвешена над алтарем Софийского собора). После утраты в Константинополе Плащаница была «обретена» во Франции в 1353 году: Жеффруа де Шарни объявил, что Плащаница находится у него (все эти годы она тайно хранилась у тамплиеров, но орден был распущен в 1312 году, а позже многие тамплиеры казнены). Вначале Плащаница была выставлена в городе Лире во владениях де Шарни. В 1452 ее выкупил Людовик Савойский и хранил в городе Шамбери, где она пострадала в пожаре 1532 года. После переноса столицы в Турин в 1578 году Плащаница хранится в специальном ковчеге в соборе Иоанна Крестителя в Турине.

Туринская Плащаница открывается для обозрения паломников раз в четверть века. В последний раз это произошло летом юбилейного 2000 года. Тогда ее успели увидеть более миллиона человек. Следующий раз Плащаницу предполагается выставить в 2025-м. В дни Туринской Олимпиады 2006 г. в подземной части Туринского собора при помощи компьютерной графики выставлено виртуальное изображение Плащаницы, а также устроена экспозиция, посвященная ее истории.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ДАТИРОВКА

В фокусе Туринской Плащаницы скрестились многие научные, исторические и богословские проблемы. В XX веке появилась возможность активных научных исследований Плащаницы с применением специальной аппаратуры. В ходе этих исследований были получены неоднозначные данные. В 1973 году было подтверждено, что следы крови и отпечаток тела – естественного просхождения, а не «художественное изображение», как иногда предполагалось. В 1988 году были сделаны попытки датирования методом радиоуглеродного анализа (был использован способ масс-спектрометрии с помощью пучка ускоренных частиц), давшие в разных лабораториях (Аризона, Оксфорд, Цюрих) близкие диапазоны дат, «попадающие» в XII–XIV века нашей эры. Однако в более поздних научных работах достоверность результатов радиоуглеродной датировки Плащаницы была поставлена под сомнение. Раймонд Роджер, проанализировав химический состав ткани, высказал предположение, что образцы, снятые для радиоуглеродного анализа, были взяты не с основной ткани, а с заплат, наложенных во время одной из починок Плащаницы.

Страница 41