Энциклопедия магических культов и ритуалов - стр. 28
Вестники гетов
Древние персидские легенды гласят, что, когда великий царь Дарий покорял гетов, он был удивлен традицией этого народа посылать к божествам вестника. Геты были убеждены, что после смерти их ожидает другая жизнь под властью бога Салмоксиса, или Гебелейзиса, поэтому каждые 5 лет один из племени становился вестником. Этому человеку давалось поручение рассказать божеству обо всех делах и затруднениях гетов в настоящий момент.
В определенные дни вождь племени велел всем собраться там, где проводились все обряды. Выбранному вестнику расписывались все поручения, которые он должен был донести к любимому богу. Племя соблюдало традиционный ритуал при посылке вестника: половина племени выстраивалась в ряд с тремя копьями в руках, а вторая половина подбрасывала посланца в воздух так, чтобы он упал на копья. При этом жрецы наблюдали: если человек умирал сразу, значит, Салмоксис хорошо расположен к гетам и все проблемы будут разрешены; если же человек какое-то время оставался жив, геты считали его плохим вестником и сразу же выбирали другого посланца.
Культ круга у разных народов древности
Круг считался оберегом у большинства народов еще задолго до появления христианства и других ортодоксальных религий. Многие язычники не мыслили своего существования без изображения круга на предметах быта, на одежде, на украшениях. Оберегом считался пояс, который одновременно нес на себе и функциональную нагрузку, и был талисманом для своего хозяина.
В большинстве древних мужских погребений народов Кавказа, Европы, Азии присутствуют поясные наборы, причем пряжки часто отсутствуют: так люди обезвреживали покойника – ведь на расстегнутом поясе невозможно носить оружие.
Скифы дополняли пояс несколькими «мужскими узлами», имеющими важное очистительное значение: они привязывали к поясу кожаные ремешки или шнуры. Народы Северного Кавказа считали, что узел представляет собой оковы для духов, и также помещали пояса с узлами в могилы умерших.
Пояса являлись отличительным знаком военного сословия всех народов от Китая до Византии в раннем Средневековье. Именно с середины I тысячелетия н. э. назрела необходимость во внешних признаках племенной и социальной принадлежности. Поясные наборы указывали на то место, которое их хозяин занимает в обществе, и на его военные заслуги.
С помощью специальных поясов отличали царственных особ. В книге «Церемонии византийского двора» содержится статья византийской властительницы Феодоры о назначении «опоясанной императрицы». Широкий пояс в виде портупеи стал в Византии отличительным знаком чиновников в IV в., а через столетие вошел в моду у женщин из высших слоев общества. Пояс упоминается и в Библии как отличительный символ Аарона.