Энциклопедия богов, демонов и мифических существ - стр. 63
Образы
Демоны принимали смешанные образы, соединяя в себе черты кошачьих и рептилий, насекомых, скорпионов, птиц, рыб, змей и людей. Обычно демонов представляли в виде чудовищ, объединявших двух или более животных или людей. Эти существа были вооружены традиционным древнеегипетским оружием: копьями, ножами, кинжалами. Они имели отличительные знаки тревоги: растительные элементы, факелы, змей или ящериц.
Источники: Демоны были описаны в «Книге мёртвых», а также в свитках, на стенах и вратах гробниц.
Концепция души
Концепция души в Древнем Египте была довольно сложной по нашим меркам.
Древние египтяне считали, что человек состоит из нескольких субстанций:
– физического тела,
– духовного тела,
– сердца,
– двойника,
– души,
– нематериального эфирного духа,
– образа
– имени.
Все эти составляющие тесно связаны меж собой и благосостояние одной определяет благосостояние всех остальных. Египтяне верили в перерождение/воскрешение в загробном мире, хотя во времена ранних династий (согласно Текстам пирамид) бытовало поверье в возможность физического воскрешения. Дети Гора отвечали за определённую сущность человека: Амсет – ка, Дуамутеф – ба, Кебексенуф – сах (мумия), Хапи – иб (сердце).
Ка – жизненная сила. Понимание о Ка встречается уже в древнейших текстах. Синонимом «умереть» было «отойти к Ка» или «отойти к Ка в небесах», «его Ка пришёл к нему». Ка – это жизненная сила, судьба, черты характера, личность, душа человека. Ка после смерти человека покидает его тело, бродит по земле и вновь возвращается, но живёт в скульптурном изображении в гробнице и питается подношениями.
Ба («проявление») – душа, жизненная сущность в виде птицы с головой человека, его совесть, а также душа Ка. По верованиям египтян, Ба состояла из совокупности чувств и эмоций человека.
Ах («сияющий») – слияние Ба и Ка, освободившийся от телесной оболочки, чистый дух, живущий в загробном мире и вкушающий его радости. Для удовлетворения своих нужд Ах использовал оставленные в гробнице ушебти (статуэтки, которые помещались с мёртвым в саркофаг). Изображался ибисом с хохолком. Властителем Ах является Меримутеф.
Хат – тело, бренная оболочка человека, вместилище Ка и Ах
Иб – сердце, которое на суде Осириса помещалось на весы Маат (истины). Это не обычное сердце живого человека. Обычное сердце называлось «хати», и его оставляли при бальзамировании.
Сах – духовное тело, «священные останки» после мумификации
Сехем («овладеть чем-либо»/«сила», «образ») – жизненная сила человеческой сущности в мире предвечности, но отличная от Ба и Ка. Этим же словом в форме прилагательного обозначали силу или магические способности богов.