Энциклопедия богов, демонов и мифических существ - стр. 44
Почему боги имели лица животных
Большинство богов Египта имеют тело человека, а голову животного, рептилии или птицы. Например, бог Гор – сокологоловый, Анубис – собакоголовый (или шакалоголовый). Животный мир, часто опасный, окружал первых людей Египта и влиял на их религиозное мировоззрение. Ещё в самые ранние периоды развития Египта животные наделялись божественной силой. Первые верования были тотемными, а чуть позже эти тотемы наложились на образы пришедших ануннаков. Города часто сопоставлялись с божественными животными, такая связь отражалась в названиях городов. Боги тоже наделялись силой мифических животных.
Крупный рогатый скот символизировал изобилие и плодородие. В Нижнем Египте скотоводством занимались больше, чем в другой части цивилизации, так как условия для этого были самыми лучшими. Поэтому в этом регионе почитали коров и быков. Например, богиня Хатхор была женщиной-коровой.
Также в религии египтян обожествлялись крокодилы. Им возносились молитвы и приносились жертвы. Например, бог Себек, Собек (егип. sbk «оплодотворять», от егип. s-bAk; или «объединять», от егип. sAq; лат. Suchus «крокодил»). Себек был богом воды и разлива Нила, ассоциирующийся с крокодилом. Он являлся защитником богов и людей. Были божества с кошачьими чертами, например, Бастет. Львы символизировались с могуществом и силой. Во многих областях Египта обожествляли соколов или ястребов, это было связано с небом и Солнцем.
На рисунке древний папирус, на котором изображён процесс мумификации.
Мумии
Погребальный культ прошёл через всю культуру Египта. Египтяне верили, что после смерти тело понадобится для следующей жизни и потому его нужно сохранить. Из-за веры в жизнь после смерти была изобретена мумификация. Первым, кто сделал мумию, был бог Анубис, забальзамировавший тело Осириса.
Бальзамирование умершего проводилось египетскими жрецами. Процесс создания мумии состоял из вынимания органов через разрез нижней части тела (сердце не вынимали) и заполнения пустоты тканями. Позже стали вынимать мозг и обрабатывать ткани средствами от тления. Но наиболее развитым искусство мумификации стало во времена XXI-XXII династии. Под кожу умершего вводили песок и глину, чтобы придать былые формы, раскрашивали его красной краской охрой, красили губы, щёки, вставляли глаза и туго обматывали тканью, а затем помещали мумию в саркофаг.
Мумии Верхнего Египта сохранились в хорошем состоянии, а вот Нижнего – нет, практически все они были утеряны. Фараонов и богатых египтян хоронили в пирамидах и гробницах, а людей бедных, которые не могли позволить себе мумификацию, просто в песках.