Размер шрифта
-
+

Энциклика «Матерь Искупителя» (Redemptoris Mater) Папы Римского Иоанна Павла II, посвященная Пресвятой Деве Марии как Матери Искупителя - стр. 3

. Таким образом, эти «двойные узы» Богородицы с Христом и Церковью приобретают историческое значение. Речь идет не только о жизни Девы-Матери, о Ее особом пути веры и «благой части» в тайне спасения, но одновременно об истории всего Народа Божьего, обо всех, кто следует этим же путем веры. Об этом учит Собор, указывая в другом месте, что Мария «предшествует», что Она – «прообраз Церкви в порядке веры, любви и совершенного единения со Христом»[13].

Это предшествование в качестве прообраза относится к самой сокровенной тайне Церкви, исполняющей свою спасительную миссию, соединяя в себе – подобно Марии – черты матери и девы. «И сама она – дева, которая блюдет неповрежденной и чистой верность, обещанную Жениху», а также «становится матерью, ибо… рождает к новой и бессмертной жизни своих сынов, зачатых от Святого Духа и рожденных от Бога»[14].

6. Все это происходит в величайшем историческом процессе, иными словами – в пути. Путь веры свидетельствует о внутреннем пути, об «истории души». В то же время это история людей, чья жизнь недолговечна на этой земле, но включена во всемирную историю. Далее я хочу сосредоточиться прежде всего на современном периоде, который еще не принадлежит истории, но уже создает историю, в том числе историю спасения. Здесь открывается широчайшая перспектива, в которой Пресвятая Дева Мария продолжает «предшествовать» Народу Божьему. Ее исключительный «путь веры» остается неизменным ориентиром для Церкви, для отдельных людей и общин, для народов, в определенном смысле – для всего человечества. Воистину трудно представить или измерить его.

Собор подчеркивает, что Богородица является эсхатологическим исполнением Церкви: «Церковь в лице Пресвятой Девы уже достигла совершенства, не имеющего ни пятна, ни порока (ср. Еф 5, 27)», но в то же время «верные Христу еще стремятся, подвизаясь против греха, возрастать в святости. Поэтому они устремляют свои взоры к Марии, Которая сияет как пример добродетелей всей общине избранных»[15]. Богородица уже завершила путь веры: прославленная с Сыном в небе, Мария уже переступила порог, отделяющий веру от ви́дения «лицом к лицу» (1 Кор 13, 12). В эсхатологическом аспекте Мария остается Путеводной Звездой (Maris Stella)[16] для всех тех, кто еще следует путем веры. В своем земном пути они устремляют к Ней взоры, потому что Она «родила Сына, Которого Бог поставил первородным между многими братьями (Рим 8, 29)»[17], и Своей «материнской любовью… содействует воспитанию» братьев и сестер[18].

Часть I

Мария в тайне Христа

Страница 3