Элементарный трактат оккультной науки: понимание теорий и символов, используемых древними народами, алхимиками, астрологами, масонами и каббалистами
1
Основные сведения об оккультизме той эпохи можно почерпнуть в увлекательной книге Тобиаса Чертона «Оккультный Париж: утраченная магия прекрасной эпохи» (Tobias Churton. Occult Paris: The Lost Magic of the Belle Epoque (Rochester, VT: Inner Traditions, 2016)
2
Именно на намеренном смешении двух этих аспектов всегда строят свою аргументацию критики оккультизма
3
Человек не может представить это единство, прежде чем проанализирует все три плана его манифестации, божественную Троицу в большинстве космогоний, человеческое триединство (разум – душа – тело) в герметизме – Троицы, синтезированные в единую концепцию Бога и человека.
4
В духе соответствий, методом аналогии, мы рассматриваем, как факты восходят к законам, а законы – к принципам. Учение о соответствиях подразумевает метод аналогии и требует его применения
5
Его описывают эзотерические учения об астральном мире, оккультных силах природы и человека и невидимых существах, населяющих это пространство.
6
Например, флогистика. [ПП] Флогистика занималась изучением огнеподобного элемента флогистона, гипотеза о существовании которого бытовала до XVIII в. Ко времени жизни Папюса флогистика, конечно, была уже мертвой наукой.
7
Луи Дютан. Происхождение открытий, приписываемых современности (Origine des découvertes attributes aux modernes). В 2-х томах, 1825.
8
Антуан Фабр д’Оливе. Золотые стихи Пифагора (Les vers dorés de Pythagore) и Философическая история человеческого рода (Histoire philosophique du genre humain).
9
Александр Сент-Ив д’Альвейдр. Миссия евреев (La mission des juifs). 1884. Гл. 4.
10
Дютан. Происхождение открытий, приписываемых современности (Origine des découvertes attributes aux modernes). Т. 2. Гл. 9.
11
Там же. Т. 1. Гл. 7.
12
Там же. Гл. 6.
13
Там же. Т. 2. Гл. 15.
14
Там же. С. 160. Цит. по: Плутарх. О лике, видимом на диске Луны (De facie in orbe lunae).
15
Дютан. Происхождение открытий, приписываемых современности (Origine des découvertes attributes aux modernes). С. 167–168. Цит. по: Пифагор. Закон квадратов расстояний (Loi du carré des distances).
16
Там же. Т. 2. Гл. 10.
17
Там же. Гл. 8.
18
Там же. Гл. 9.
19
Там же. Т. 1. Гл. 7.
20
Агафий. О царствовании Юстиниана (De rebus justinis). Париж, 1660. [ПП] Вероятнее всего, имеется в виду De imperio et rebus gestis Justiniani.
21
[ПП] Математик и архитектор VI в. из Константинополя, более всего известный проектом собора Святой Софии.
22
Агафий. О царствовании Юстиниана (De rebus justinis). Гл. 4.
23
[ПП] Эрмий Созомен Саламинский, христианский историк V в.
24
Сент-Ив д’Альвейдр. Миссия евреев (La mission des juifs). Гл. 4
25
Ливий. История Рима от основания города (Ab urbe condita libri). Кн. 1. Гл. 31.
26
Плиний Старший. Естественная история. Кн. 2. Гл. 53. Кн. 28. Гл. 4.
27
[ПП] Мифический третий правитель Рима (673–42 гг. до н. э.), который предположительно умер от удара молнии в ходе неудачно проведенной им церемонии жертвоприношения в честь Юпитера Элисиуса.
28
[ПП] лат. «призывать».
29
Дютан. Происхождение открытий, приписываемых современности (Origine des découvertes attributes aux modernes). Т. 1. С. 275.
30
Овидий. Фасты. Кн. 3. Стихи 327 и 328. [ПП] «С неба, Юпитер, они тебя вызывают, и ныне “Вызванным с неба” зовут при возложении жертв» (пер. Ф. А. Петровского).
31
[ПП] Первый широкодоступный фотографический процесс, также известный как дагерротипия, был изобретен Луи Дагером в 1839 г. при содействии другого французского изобретателя Нисефора Ньепса.
32
Дютан. Происхождение открытий, приписываемых современности (Origine des découvertes attributes aux modernes). Т. 2. Гл. 3.
33
[ПП] Врач, географ и историк V в. до н. э.
34
Сент-Ив д’Альвейдр. Миссия евреев (La mission des juifs).
35
Дютан. Происхождение открытий, приписываемых современности (Origine des découvertes attributes aux modernes). Т. 2. Гл. 1; Сент-Ив д’Альвейдр. Миссия евреев (La mission des juifs). Гл. 4.
36
[ПП] Философ-материалист V в. до н. э., досократик, иногда называется отцом науки.
37
Фабр д’Оливе. Восстановленный еврейский язык (La langue hébraique restituée). Т. 2. С. 7.
38
[ПП] Фараон первой династии, правивший примерно за 5000 лет до н. э.; таким образом, Папюс предполагает примерно 17 000-летний возраст.
39
Или Манетон – египетский жрец III в. до н. э., автор «Истории Египта», снабженной списком правителей.
40
[ПП] Вавилонский историк и астроном III в.
41
Сент-Ив д’Альвейдр. Миссия евреев (La mission des juifs). С. 95.
42
La Franc-maçonnerie rendue a sa veritable origine (Масонство, возвращенное к своим истинным корням), 1814.
43
Histoire de la magie, de monde surnaturel et de la fatalité a travers les temps et les peuples (История магии, мира сверхъестественного и судьбы в разные эпохи и у разных народов), 1863.
44
La science du vrai (Наука истины). Paris: Dentu, 1884.
45
Прошу прощения у читателя за все эти цитаты, которыми перегрузил текст своего трактата, но я обязан на каждом этапе пути поддерживать сказанное мною мнением уважаемых людей. То, что я заявляю, многие считают настолько невероятным – хоть я понятия не имею почему, – что даже этот объем доказательств едва способен будет побороть их скептицизм и предрассудки.
46
Фабр д’Оливе. Золотые стихи Пифагора (Les vers dorés de Pythagore). С. 26–27.
47
[ПП] Феномен в философии – это то, что доступно чувственному восприятию; ноумен – это то, что может быть постигнуто только разумом.
48
См.: д-р Жерар Анкосс. Философская анатомия и ее направления (L’anatomie philosophique et ses divisions). Т. 1.
49
См.: По Эдгар Аллан. Эврика.