Размер шрифта
-
+

Экономика добра и зла. В поисках смысла экономики от Гильгамеша до Уолл-стрит - стр. 3

за творческую рабочую атмосферу и поддержку.

Моя жена Маркета была со мной в самые тяжелые минуты. Спасибо тебе за твои улыбки и идеи (Маркета – социолог; наверное, вы можете себе представить наши дискуссии за ужином). На самом деле это и ее книга тоже.

Но самую большую благодарность я хочу выразить тому, чье имя я, если честно, даже и не знаю…

Моему сыну Криштофу, который, как я чувствую, в свои детские годы многое понимает глубже, чем когда-либо смогу понять я. Так или иначе, возможно, однажды ты напишешь книгу лучше этой.

Вотще за Богом смертные следят.
На самого себя направь ты взгляд;
Ты посредине, такова судьба;
Твой разум темен, мощь твоя груба.
Для скептицизма слишком умудрен,
Для стоицизма ты не одарен;
Ты между крайностей, вот в чем подвох;
И ты, быть может, зверь, быть может, бог;
Быть может, предпочтешь ты телу дух,
Но смертен ты, а значит, слеп и глух,
Коснеть в невежестве тебе дано,
Хоть думай, хоть не думай – все равно;
Ты, смертный хаос мыслей и страстей,
Слепая жертва собственных затей,
В паденье предвкушаешь торжество,
Ты властелин всего и раб всего.
О правде судишь ты, хоть сам не прав,
Всемирною загадкою представ.
Александр Поуп. «Опыт о человеке» 

Введение

История экономики: от поэзии к науке

Реальность сплетается из историй, а не из материи.

Зденек Нойбауэр

Не существует идеи, сколь бы устаревшей и абсурдной она ни была, которая не способна улучшить наше познание.

Допустимо все…

Пол Фейерабенд 

С древних времен человек стремился понять мир вокруг себя. В этом ему помогали предания, объясняющие, что же на самом деле происходит. С позиции сегодняшнего дня такой взгляд на мир вызывает улыбку – мы так же будем выглядеть в глазах поколений, которые придут после нас. Однако тайная мощь сказаний, в которые верили люди, огромна.

Одним из подобных примеров является история экономики, которая начала свой отсчет достаточно давно. Около 400 года до нашей эры Ксенофонт написал: «Однако мы решили, что хоть бы у кого и не было имущества, все-таки возможно какое-то знание хозяйства. Так что же мешает и тебе его знать?»[1]

Когда-то экономика была наукой о ведении домашнего хозяйства[2], позднее – набором религиозных, богословских, этических и философских дисциплин. Но постепенно она превратилась в нечто иное. Иногда нам может показаться, что экономика потеряла всю свою многогранность под влиянием технократического мира, где господствуют черное и белое. Но ее прошлое гораздо разнообразней, чем кажется.

Экономика в том виде, в каком мы воспринимаем ее сегодня, является культурным феноменом, порождением нашей цивилизации. Причем это не продукт, изготовленный или изобретенный нами осознанно, как, например, двигатель или наручные часы. Различие в том, что в случае двигателя или часов мы знаем, откуда они взялись, и понимаем принципы их работы. Мы можем (почти все) их разобрать и собрать. Знаем, как привести их в действие и остановить

Страница 3