Экономическая теория - стр. 4
• политическая экономия исходит из того, что потребительная стоимость товара носит объективный характер, экономикс утверждает, что она носит субъективный характер и др.
Таким образом, мы имеем дело с двумя самостоятельными экономическими науками – политической экономией и экономикс, каждая из которых имеет объективные предпосылки для своего существования. Например, внешние, поверхностные, функциональные зависимости обладают относительной самостоятельностью и составляют специальный предмет исследования, чем и занимается экономикс. Аналогично обстоит дело и с политической экономией, которая также имеет свой предмет исследования – глубинные, сущностные, объективные зависимости экономических явлений и процессов. Следовательно, существует два различных предмета исследования и две научные дисциплины, два различных теоретико-методологических подхода – функциональный и причинно-следственный (каузальный). Именно функциональный подход лежал в основе замены А. Маршаллом термина «политическая экономия» термином «экономикой
Функциональный подход анализирует взаимосвязи экономических процессов и явлений «по горизонтали», т. е. он не ставит вопрос, что первично, а что вторично. В частности, цена определяет спрос или спрос определяет цену?
Причинно-следственный подход ставит в центр исследования проблему причин, источников доходов, исходной основы той или иной категории товарного производства. Этот подход направлен вглубь, т. е. «по вертикали». Например: «что является основой цены?», «что является субстанцией стоимости?», «что является источником прибыли, процента, заработной платы?».
Вопрос 3
Зарождение и становление мировой экономической мысли. Экономическая мысль древнего мира и феодализма
Ответ
Экономическая мысль как предшественница экономических учений зародилась в Древней Азии, Древней Греции и Древнем Риме.
Истоки экономической мысли Древней Азии восходят к законам вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 до н. э.), отражавших стремление ослабить классовую борьбу.
В Древнем Китае крупным мыслителем был Конфуций (551–479 до н. э.). Он защищал рабовладельческий строй, подчеркивал естественный характер деления людей на господ и рабов. Учение Конфуция носит противоречивый характер. С одной стороны, он призывал правителей заботиться об улучшении благосостояния народа, снижать налоги и поборы, осуждал чрезмерную роскошь, источником богатства считал труд, осуждал междоусобные войны. С другой стороны, отдавал предпочтение частной собственности, учил правителя, каким образом заставить народ «трепетать» перед ним, беспокоился об увеличении богатства за счет народа.