Размер шрифта
-
+

Экономическая история мира. Том 3. Англия: колониальный империализм. Германия: юнкерский капитализм. Франция: ростовщический империализм. Особенности империализма США и Японии. Развитие капитализма в России - стр. 68

Гражданские чиновники были настроены против военных, не только потому, что война в Китае традиционно считалась не доблестью, а бедствием, но и потому, что военные чины могли получать только манчжуры, причем без всяких экзаменов.

9.4. Конфуцианство и тайные общества

Если в политическом отношении господствующей группой были манчжуры, то идеологически господствовали чиновники-интеллигенты. Их влияние определялось тем обстоятельством, что именно они были выразителями идей конфуцианства.

Манчжуры были шаманистами, но они не пытались распространить свою языческую религию на Китай. Они поддерживали все существующие здесь религии: буддизм, даосизм, проникавшие сюда мусульманство и христианство. Все церкви были объявлены государственными, сосуществовали даже в одних и тех же монастырях, где поочередно проводились службы буддизма и даосизма.

Но господствующее положение в идеологии Цинского государства занимало конфуцианство, которое обосновывало авторитарный характер власти подчинения младших старшим. Семейные отношения переносились на государство.

В исторической литературе конфуцианство нередко рассматривается как одна из религий. Но конфуцианство не было религией. Это было философско-этическое учение, в котором не было места богу. «На небесах нет человека, который имел бы право судить наши грехи» [9, с. 398], – говорили конфуцианцы. Даже веру в богов они считали признаком интеллектуального убожества.

Вся система учебы и экзаменов была основана на конфуцианстве, поэтому естественно, что чиновники-ученые были конфуцианцами, т. е. атеистами. Высшей сущностью для них был не бог, а нравственный закон.

Таким образом, конфуцианство стало идеологической основой сближения манчжурской династии и правящей верхушки китайского общества. Но оно было чуждо низам населения, продолжавшим борьбу против манчжур. Здесь господствовали буддизм и даосизм, и борьба против пришельцев велась под знаменами этих религий.

Эту борьбу возглавляли тайные религиозные общества. Знаменитая «Триада», центром которой был не менее знаменитый монастырь Шаолинь, первоначально возникла в борьбе против манчжур. Как европейские масоны, члены этих обществ узнавали друг друга по особым знакам.

Борьба против манчжур дополнялась социальными лозунгами, лозунгами равенства, возвращения принципов надельной системы. А потом, в период вторжения новых иноземцев и превращения Китая в полуколонию, эти же тайные общества возглавили борьбу против колонизаторов. Весь период правления династии Цин – почти непрерывные восстания низов населения, крестьянские войны.

Страница 68