Размер шрифта
-
+

Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект - стр. 3

Монография состоит из двух глав. В первой главе«Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников: духовно-нравственный аспект» рассматривается проблема формирования экологической культуры младших школьников с духовно-нравственной точки зрения исследования: раскрывается содержание понятий «экологическое образование», «экологическая культура», «духовность», «нравственность»; уточняется понятие «экологическая культура младшего школьника». Раскрываются особенности модели формирования экологической культуры младших школьников в духовно-нравственном аспекте.

Во второй главе«Экспериментальная работа по формированию экологической культуры младших школьников в духовно-нравственном аспекте» ведущее место занимают материалы диагностики сформированности экологической культуры младших школьников в духовно-нравственном аспекте. Отдельный параграф посвящен реализации процесса формирования экологической культуры младших школьников в духовно-нравственном аспекте на базе школ г. Ульяновска и Ульяновской области. Особое внимание уделено анализу результатов экспериментальной работы и рекомендациям по совершенствованию процесса формирования экологической культуры младших школьников в духовно-нравственном аспекте.

В «Приложении» приведены диагностические методики и карта оценивания уровня сформированности экологической культуры младших школьников в духовно-нравственном аспекте, авторская программа «Жизнь как чудо».

Глава 1. Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников: духовно-нравственный аспект

1.1. Экологическое образование как процесс формирования экологической культуры личности

На современном этапе развития общества самым негативным последствием глобализации является антропогенное воздействие на окружающую среду, грозящее благополучию не только будущих поколений людей планеты, но и нынешнего поколения.

Неизвестно, существуют ли у человека как вида какие-либо механизмы, которые гарантировали бы решение экологических проблем. Встает вопрос о необходимости воспитания чувства личной ответственности за состояние природной среды, которое возникает только при повышении нравственного уровня человека [35, с. 209].

Следует согласиться с известным российским исследователем К. С. Лосевым, отмечавшим, что вплоть до ХХ в. глобализация являлась чисто внутренним явлением цивилизации, но после превышения цивилизацией порога устойчивости окружающей среды на все цивилизационные процессы стали накладываться экологические ограничения [78, с. 6]. Только глобальная экологическая революция может «стать альтернативой глобальному экологическому кризису. Ее цели – выживание и благополучие человека. Это революция гуманизма, путь любви и счастья, здоровья и радостей для всей планеты». Так утверждал в «Экологическом манифесте» известный эколог-просветитель и общественный деятель Н. Ф. Реймерс [115, с. 192]. Академик Н. Н. Моисеев считал, что во взаимодействии с окружающей средой Человек нарушил договор с Природой, и, приобретя новые знания, люди более отчетливо увидят ту «Роковую черту, которую человечество не имеет право переступать ни при каких обстоятельствах» [86, с. 162].

Страница 3