Екатерина II без ретуши - стр. 4
Екатерина II старательно изучала русский язык, русские обычаи, особенно усердствовала в изучении православия. В связи с этим нельзя обойти вниманием набожность молодой императрицы. Она считала себя главой и защитницей Русской православной церкви. Вскоре после восшествия на престол, в 1763 году, она совершила паломничество по святым местам центральной России, а именно в Ярославль и Ростов Великий, где усердно молилась. Однако в более поздних воспоминаниях она открыто говорила, что на молебнах ей бывало скучно, и искренне возмущалась тем, что на папертях русских церквей такое количество нищих. Вера ее, по-видимому, была не слишком глубока. Кроме того, она проповедовала веротерпимость: императрица всегда проявляла внимание к проблемам других конфессий, прекрасно отдавая себе отчет в том, что Россия – многоконфессиональная страна. При ней было прекращено преследование старообрядцев, строились католические и протестантские церкви, мечети. Но все это не помешало ей провести секуляризацию церковных земель в пользу государства.
Екатерину II Алексеевну ожидало продолжительное и необычайное царствование, ставшее целой эпохой в истории России. Она многое изменила в законодательной сфере, в государственном устройстве, во внутренней и внешней политике России. При ней границы империи раздвинулись еще дальше на запад, юг и восток. Начинал активно функционировать Московский университет, развивалось женское и начальное образование. Могущество русской Церкви было поставлено под полный контроль государства, был решен вопрос о церковном землевладении. Дворянство обрело вольности и права, переживая свой золотой век. Города расширялись, строились по регулярному плану, приобретая столичные черты. Губернии и уезды кроились по новому образцу, создавался новый тип местного самоуправления. Бюрократическая машина начинала набирать ход.
Разумеется, одна Екатерина II не справилась бы с таким количеством дел и, как любой хороший управленец, вела разумную кадровую политику, стараясь доверять людям ярким и талантливым. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. Екатерина Алексеевна подчиняла себе людей разными средствами – то мягким обращением и доброжелательностью, то игрой на их самолюбии и честолюбии, внушая им, ради выполнения долга и расположения к ним императрицы, готовность к самопожертвованию.
Вместе с тем Екатерина II была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям. К негативным чертам характера императрицы можно отнести и ее пристрастие к внешнему блеску, помпезности. Младший современник Екатерины II, знаменитый историк Н. М. Карамзин, верно подметил такую особенность императрицы, как ее интерес не к сущности вопроса, а к его внешней форме, желание демонстрировать благополучие, которого не существовало. Стоит обратиться в качестве примера к двум последним путешествиям императрицы (в Белоруссию в 1780 году и в Крым в 1787-м), обставленные с пышностью и блеском, стоившие казне огромных затрат. В письме к Вольтеру она явно приукрашивает действительность, говоря, что налоги в России необременительны, что в России нет мужика, который бы не имел курицы на обед, и в то же время каждое путешествие императрицы ложилось тяжелым бременем на русских крестьян. Получалась парадоксальная ситуация: в каждой такой поездке Екатерина вела себя как щедрая благотворительница, но эта щедрость всегда подкреплялась специальным налогом на поставку лошадей, провизии и фуража для путешественников.