Египтянин. Путь воина - стр. 17
- Но я не намерен ограничиваться готовыми образцами и общепринятыми канонами, - в голосе Ренси теперь звучало упрямство. – Я буду ваять в той манере, которую, как и прежде, считаю единственно верной. Если уж «двойник» отождествляется с оригиналом, то он должен непременно походить на него. К сожалению, мне не удалось увидеть фараона своими глазами, но я постараюсь с наибольшей точностью изобразить лишь ему одному присущие черты, тщательно изучив его портреты.
- Жрецы полагают, что можно довольствоваться более условными изображениями, - возразил Анху, и в его глазах появилась лукавая искорка. Он точно поддразнивал Ренси.
Но тот серьёзно воспринял его замечание.
- Надеюсь, что на этот раз жрецы не будут вмешиваться в моё дело. Им и самим предстоит немало работы. Многие храмы страны серьёзно пострадали во время ассирийского нашествия.
- Должен разочаровать тебя, Ренси, - со вздохом проговорил зодчий. – Никогда прежде жречество не боролось за возврат к древним образцам так рьяно и беспощадно, как ныне. Многие из священнослужителей, близких ко двору, ратуют за возрождение идеального портрета.
- А разве нельзя положиться на его величество? Разве не он пожелал, чтобы я участвовал в украшении его поминального храма? - настаивал Ренси.
- На него можно положиться, если только ты, мой упрямый Ренси, не будешь излишне одухотворять свои статуи. Фараон, безусловно, весьма образованный человек, но вместе с тем он слишком подвержен влиянию жрецов. У него обострённое чувство связи с прошлым: именно поэтому он сопротивляется ассирийскому владычеству и стремится вернуть Та Кемет независимость и былое величие. Древние жреческие учения, как и культы древних могущественных царей, у него в особом почёте. К тому же, за соблюдением традиций строго следит его сестра, у которой ты теперь в личном подчинении.
- Учитель, ты должен беречь силы, - вмешался в разговор Ипи, при этом выразительно посмотрев на Ренси.
Тот понял, что пора уходить.
Зодчий Анху скончался поздним вечером на следующий день. Перед тем, как оставить мир земной и уйти в Аменти, он успел попрощаться с Ренси.
- Ренси, ты знаешь, я любил тебя как сына, одарённого, хотя упрямого и непокорного. Ныне я хочу объявить тебя наследником...
Ренси хотел было возразить, что не согласен с последней волей Анху: у того было кому завещать своё состояние – трое его сыновей стояли здесь же, у ложа умирающего. Однако зодчий опередил его, торопливо прибавив:
- Я хочу завещать тебе то, что обогатит тебя необходимыми знаниями, что, возможно, убережёт тебя от ошибок. Это переписанные мною на папирус надписи из заупокойного храма Аменхотепа Третьего, называемого также Мемнонием. В этих надписях содержится опыт талантливейших мастеров: зодчих Инени и Сенмута, архитектора Майа, скульптора Тутмоса, создавшего удивительные портреты Нефертити...